Познавательное развитие детей дошкольного возраста в доу в рамках реализации фгос до. Фгос до познавательное развитие Что входит в познавательную деятельность по фгос

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Октябрь 31st, 2014 admin

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей , которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию .

    Спасибо, обязательно напишу!

Бела Геннадьевна, опять я, с ОП! Здравствуйте!) Скажите пожалуйста, в каких случаях мы можем сделать ссылку на примерную ОП, не прописывая в своей ОП?! И как грамотно это сделать?

  • Наталья, все основные позиции, которые обозначены во ФГОС нужно прописать. Я знаю, что коллеги пишут всё в программе (без ссылок) и даже метод обеспечение (лит-ру) на нескольких листах. Но это не значит, что нужно переписывать 200 страниц. Программа должна быть чёткая, без «воды», со схемами и таблицами.

    • Ой, Бэла Геннадьевна, ладно, если бы «вода»! В голове «каша», да еще и с «маслом — масленым»))) В одном вроде разберешься, в другом стопор. Так хочется, программу в 3-и страницы с одними ссылками на примерную)))

      • Наталья, с таким хорошим чувством юмора у Вас всё получится!

Кто-нибудь писал список дидактических пособий, в кабинете логопеда, по пяти областям ФГОС?

Здравствуйте,Белла Геннадьевна. В этом году выхожу на аттестацию. Помогите,пожалуйста,сформировать тему «Формирование основ экологической культуры в процессе краеведческой работы». Затрудняюсь в постановке задач по этому направлению. Спасибо.

забыла написать…»детей дошкольного возраста»

  • Ирина, тема хорошая. Задачи могут быть такие:
    1. Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников.
    2. Формирование первичных представлений о природном мире своей малой родины (или своего региона).
    3. Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.

Большое спасибо. А в теме — направление,название ничего не надо менять?

  • Ирина, можно ничего не менять. Может быть, вместо слова «работы» написать слово «деятельности». Это на Ваше усмотрение.

Белла Геннадьевна,спасибо большое. Думаю, что возникнет еще куча вопросов.

  • Ирина, если возникнут вопросы, то пишите.

Здравствуйте! Очень хочется провести педсовет, который состоится в конце февраля нетрадиционно, через деловую игру, включая подвижные, мобильные игры. Смотрела в интернете разные деловые игры, все одно и то же, задания не интересные, однотипные. Посоветуйте, что-нибудь. У нас всегда проходят педсоветы очень серьезные, все устали от этого. Сейчас хочется легкого, мобильного и продуктивного педсовета. Заранее благодарим!

  • Белла Геннадьевна,здравствуйте.4.02. вы подсказали мне задачи по моему направлению. Спасибо.С первой разобралась «создание условий…». Возникли сомнения в правильности раскрытия следующих. Белла Геннадьевна,если можно хотя бы в 2х словах.Спасибо.Мысли есть,но не хватает вашей консультации.

    Краеведение -это тоже очень обширная тема,даже если брать свой регион.

    • Ирина, по второй задаче Вы должны написать, что именно вы делаете в процессе взаимодействия с детьми (НОД, образовательные ситуации, наблюдения, эксперименты, экскурсии), чтобы у них формировались знания о прир. мире. Что именно разработали (планы, картотеки, консультации для родителей и педагогов, конспекты занятий, дид. игры, презентации и др.).
      По третьей задаче можно написать о том, как подводите детей к оценке окружающей природной среды, как обращаете внимание детей на различные растения и прир. явления, на их разнообразие и красоту (посильный труд в природе, наблюдения, рисование, беседы).
      Вообще-то, можно и не разделять задачи и отчитываться по каждой, а писать анализ полностью по теме.

  • Белла Геннадьевна,да,да,все так Но у меня 2 задача получилась в 1ой,когда я писала о предметно-простр.развивающей среде. Там я пишу не только о центрах,которые есть у меня в группе, но и учебно-дид.комплекте.Что-то у меня не так Спасибо.

    А вообще,вы правильно сказали,Белла Геннадьевна,задачи переходят из одной в другую.Тогда в1ой что еще можно написать, технологии, которые я применяю?Спасибо.

    • Ирина, технологии лучше вставить во вторую задачу. Учебно-дид. комплект пусть будет в первой задаче. Самая объемная и содержательная у Вас будет вторая задача.
      И все-таки советую не разделять задачи, а то запутаетесь. Если разделения задач не требует начальство, то делите текст самоанализа (или отчета)не на задачи, а на результаты деятельности (что разработала, какие технологии применила, где выступала с опытом работы, где выступали дети и т.д). Посмотрите еще раз «Образец заявления воспитателя на аттестацию» в рубрике «Аттестация педагогов», там же самоанализ общим текстом идет.

    Белла Геннадьевна,большое спасибо.

    Здравствуйте, мне нужно описать трудовую деятельность через познавательное развитие ребят… не понимаю с чего начать и о чём писать?

    • Юлия, можно написать примерно так:
      1. Немного напишите о том, что включает в себя труд. воспитание (посмотрите здесь на сайте статью «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).
      2. Напишите: «И хотя труд. воспитание реализуется в рамках обр. области «Соц-коммун. развитие», в процессе трудовой деятельности дош-ков можно решить задачи и познават. развития: развитие интересов детей, формирование первичных представлений о различных видах труда, об объектах окружающего мира и их свойствах.
      3. В качестве примера приведите труд в природе (статья «Деятельность педагога по экологич. воспитанию в летний период») и ручной труд.
      4. Напишите, о том, что формируются личностные качества (статья «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).

    Спасибо огромное!!!:)

    Здравствуйте!подскажите название темы,пожалуйста.Была тема 《Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через различные виды худ.творчества》сюда включила аппликацию с паетками и рисование гуашью с помощью салфеток влажных,малярных кисточек,валиков маленьких,вообщем,подручных средств.Мне сказали,что на первую категорию тема звучит очень просто,а как её усложнить я не знаю.

    • Лариса, можно так:
      1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
      2. Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста о художественном творчестве в процессе продуктивной деятельности.
      3. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством художественного творчества.

    Белла Геннадьевна,подскажите пожалуйста,что мне написать по первой задаче:формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о животном мире Урала посредством современных технологий?Тема:формирование бережного отношения к природе у детей д/в в процессе ознакомления с животным миром Урала.

    • Марина, про ИКТ-технологии напишите, что собрали наглядный материал (фото, картинки) и разработали презентации, дид. игры с применением компьютерных технологий. Разработайте парочку проектов по теме, реализуйте их.
      Марина, Вы же сами хотели взять тему с применением технологий. Так, значит, их у Вас нет? Если нет, то первую задачу нужно сократить: «Формирование элементарных представлений у воспитанников о животном мире Урала».

    Разработанные проекты у меня есть.ИКТ-технологиями воспользуюсь.Спасибо.

    Белла Геннадьевна, с первой задачей разобралась,спасибо,к проектным технологиям и технологии опыта добавила ИКТ-технологии.По второй задаче стопор.Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.Подскажите пожалуйста.

    • Марина, эмоционально-ценностное отношение развивается тогда, когда Вы рассматриваете картины о природе, читаете стихи и рассказы о природе, наблюдаете и проводите экскурсии. И всё это с анализом по принципу, «что такое хорошо и что такое плохо».

    Белла Геннадьевна,спасибо большое!А третью задачу:создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников,я должна расписать по образовательным областям?Так или нет?

    • Марина, в разделе «Методические подсказки» есть статья «Как обеспечить условия для методической темы». Там всё расписано.

      • Здравствуйте,Белла Геннадьевна. Извините за беспокойство.А Вы всем помогаете?

        • Да, стараюсь отвечать на все вопросы и просьбы.

    Белла Геннадьевна Здравствуйте выхожу на аттестацию подскажите пожалуйста как правильно сформулировать тему Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста по познавательному развитию и писать перспективный план один и тот же заранее благодарна ВАМ

    • Галина, тему можно сформулировать так: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности».
      Насчет плана. Единого образца плана для всей страны нет (я имею в виду структуру). Есть только рекомендованные. В каждом саду пишут по-разному, поэтому Вы лучше посоветуйтесь со своим старшим воспитателем (это она должна представить единый для своего сада образец).

      • Здравствуйте Белла Геннадьевна спасибо вам огромное

    День добрый. Стаж муз.руководителем маленький и спец.образования дошкольного нет, но мне было поручено написать работу по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников посредством муз.деятельности по ФГОС»+ конспект занятия. Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста, что именно я должна написать в работе и как именно провести занятие (описать его), чтобы приложить его к работе.

    • Оксана, да, непростая у Вас задача. Начните выступление (или письменную работу) так: «В процессе познавательного развития дошкольник усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения и свои способы познават. действий. Познание ребенком окр. мира происходит при помощи познават. действий, которые всегда направлены на результат. В муз. деятельности результатом будет являться исполнение песни, разученные танц. движения, игра на муз. инструменте, творческие «находки» в различных видах муз. деятельности».
      Затем из статьи (здесь на сайте) «Образовательные ситуации в муз. развитии дошкольников» возьмите вторую часть статьи, где говорится о 2 видах образовательных ситуаций. Начните так: «Наиболее эффективно познават. действия в муз. деят-ти формируются посредством предметно-игровой и сюжетно-игровой обр. ситуации». И далее по тексту. В конце (где написано «таким образом», вместо фразы «посредством образовательных ситуаций» напишите «посредством познавательных действий».
      Про познавательных интерес выпишите фразы из этой статьи (сверху).
      А занятие как раз и возьмите по образоват. ситуациям, можно вставить и сюжетно-ролевые игры, проблем. ситуации, можете провести творческую мастерскую по движениям.

    здравствуйте! я пишу дипломную работу. У меня такая тема «прогулка как условие познавательной активности дошкольников», подскажите пожалуйста с чего начать?

    • Анна, сначала нужно написать о познавательной активности (в чем выражается, при помощи каких методов развивать, не забудьте про познавательный интерес). Затем прогулка: перенесите формы и методы работы с детьми по познавательному развитию с группы на улицу (по возможности). Это образовательные, проблемные ситуации; исследовательская деятельность; наблюдение; познавательные игры и т.д. Практическую часть (если она у Вас будет) сделайте по экологическому исследованию или экспериментам на прогулке (с водой, снегом, листочками и т.д.).

    Здравствуй.Белла Геннадьевна,3.02.определили с вами направление и задачи по теме «Краеведение»-все «зарубили». Во всем должен быть «продукт».Направление немного взяла другое»Краеведение как средство формирование представлений о прир. мире своей малой Родины у восп. дош. возраста» А вот задачи несовсем правильно могу сформировать. 1.Разработать и апробировать УМК……..направленный …целью которого…. 2.Спроектировать совершенствование организации развивающей предметно- простр.среды.Первую задачу не могу правильно сформулировать. Спасибо.

    • Ираида, конечно, с начальством не спорят (говорю вполне серьезно). Только Ваше начальство упускает очень важную вещь (которая написана в каждой строке ФГОС ДО) – ЛИЧНОСТЬ ребенка. Поэтому цель темы по самообразованию и три основных задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка. Педагогика – это не магазин, где результат измеряется только продуктом.
      Я посмотрела те задачи, которые Вам написала. Разработка УМК и совершенствование развивающей среды подразумевались в первой задаче, которую я предложила: «Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников». УМК и развивающ. среда – это условия. Расшифровывать эти условия нужно в ПЛАНЕ по самообразованию и САМОАНАЛИЗЕ. Ну да ладно. Вы тут не при чем.
      Теперь о теме. Все-таки надо написать так: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о природном мире своей малой Родины посредством краеведения». На первом месте – «формирование», а потом уже — «средство». Краеведение будет лишь средством, так как формировать представления можно и без краеведения, а при помощи другого средства (наблюдения, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.).
      Первую задачу можно сформулировать так: Разработать и апробировать учебно-методический комплект, направленный на формирование представлений у воспитанников о природном мире своей малой Родины (или — позволяющий сформировать у воспитанников представления о природном мире своей малой Родины).

    Большое спасибо. Я с вами во всем согласна.

    Белла Геннадьевна,здравствуйте. И опять возникли сомнения,правильно ли раскрою 1 задачу. Подскажите,пожалуйста. Спасибо.

    МОЖЕТ БЫТЬ НУЖНО РАСКРЫТЬ ВСЕ ТО ЧТО СОДЕРЖИТ УМК? НО ЭТО МНОГО. СПАСИБО.

    • Ираида, да, Вам нужно будет раскрыть (написать) все то, что содержит УМК. Это названия всех книг и методичек, дидактический материал и игры (в том числе и Вами разработанные или модифицированные), комплекс разработанных занятий и мероприятий по теме, диагностику (но не самой разрабатывать). Вроде бы всё (но могла и что-то упустить).

    Добрый день. Но в заявлении это очень много. Нужно,наверно,самое основное?

    • Ираида, я думала, что это не для заявления, что Вы заполняете документы по теме самообразования. А в заявлении, конечно, надо коротко. Тогда Вы должны написать: разработала планирование, дидактические материалы (какие именно — игры, презентации, наглядность), конспекты непосредственно образовательной деятельности. Обогатила развив. среду (как именно, что внесла).

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна хочу провести районное МО для воспитателей по познавательному развитию подскажите пожалуйста как сформулировать тему, задачи и план проведения(4 занятия).спасибо.

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Я начинающий методист в ДОУ, помогите правильно сформулировать тему методической работы. Хочется взять проектную деятельность и связать ее с темой приобщение детей к истокам русского народа.

    • Елена, Ваши формулировки должны отличаться от формулировок воспитателей (у них ориентир на детей, у Вас — на воспитателей или на образовательный процесс в целом). Предлагаю такие:
      1. Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на основе приобщения воспитанников к истокам русского народного творчества.
      2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО (или ДОУ) на основе учета этнокультурной ситуации развития воспитанников (или детей дошкольного возраста).
      3. Методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации по приобщению воспитанников к истокам русского народного творчества.
      4. Создание условий для реализации этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации.
      А проекты будут у Вас одной из форм организации образовательного процесса.

    Здравствуйте. помогите пожалуйста подобрать тему для самообразования для детей 1 младшей группы. область познание и связать с мнемотехникой

    • Людмила, я оставила один Ваш вопрос, другие (такие же) удалила. Дело в том, что вопросы автоматически появляются на сайте после проверки на спам (это на всех сайтах так). Поэтому сразу они не видны тому, кто пишет.
      Теперь о темах. Предлагаю такие:
      1. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
      2. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
      3. Формирование у детей младшего дошкольного возраста сенсорного опыта посредством мнемотехники.
      4. Формирование у детей младшего дошкольного возраста первичных представлений о моделировании посредством мнемотехники.

    Спасибо за ответ. Подскажите,пожалуйста, сформулировать правильно цель и задачи к теми:Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.и я могу использовать развитие мелкой моторики в познавательной активности через дид.игры или что вы посоветуете? И эту же тему я могу развивать на 2 мл,средней группе и т.д?

    • Людмила, можете в формулировке не писать слово «младшего». Тогда эта тема применима к любому возрасту. Но тема достаточно узкая, если брать на несколько лет (могут сделать замечание). Насчет Вашего вопроса о мелкой моторике: Вы в вопросе соединили аж 3 компонента – моторику, познават. активность и дид. игры. Методически правильно брать 2 компонента. Можно развивать познавательную активность активность и при помощи дид. игр, и при помощи мелкой моторики, но лучше не соединять это в одной формулировке.
      Цель: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов моделирования. (Всё-таки, никуда не уйти от слова «моделирование», так как мнемотехника – один из видов моделирования). Задачи: 1. Создание условий для развития познавательной активности воспитанников. 2. Формирование элементарных представлений о мнемотехнике. 3. Формирование навыков графического изображения.

    Огромное спасибо за темы.

    Белла Геннадьевна, помогите мне пожалуйста, сформулировать задачу и что можно внести в годовой план ДОУ на новый учебный год по внедрения профессионального стандарта педагога ДОУ.

    • Елена, в Проф. стандарте акцент на компетенции педагогов. Поэтому и годовую задачу надо формулировать в этом направлении. Может быть, так: «Формирование у педагогов ключевых профессиональных компетенций на основе концептуальных положений и требований к образовательной деятельности с воспитанниками, определённых ФГОС ДО». А уже при расшифровке этой задачи (например, при планировании метод. мероприятий) определите несколько компетенций из Проф. стандарта, над которыми будете работать.

    Спасибо Вам. Будем думать.

    Здравствуйте! Распишите пожалуйста подробно какие предметы входят в каждую из пяти областей по фгос.
    Например:
    Художественно — эстетическое развитие: музыка, аппликация, рисование, конструирование, лепка …..
    Спасибо.

    • Яна, уже начала отвечать на Ваш вопрос, но он занимает много места в комментариях. Я через день — два напишу небольшую статейку. Она будет в рубрике «ФГОС дошкольного образования».

    Кто-нибудь пожалуйста, ПОМОГИТЕ!скиньте готовую матрицу ФГОС ДО… для учебы нужно!

    • Анастасия, а что за матрица? Что в ней? Напишите поподробнее, может удастся помочь.

    Добрый день, готовлю годовой план, годовые задачи:
    1.Развитие познавательного интереса (речевой активности) у дошкольников в условиях информационно – развивающего пространства ДОО

    2. Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольников
    по данным задачам нужно написать прогнозируемые результаты, где их можно посмотреть и на какие документы опираться?? спасибо!

    • Ирина, как образец может быть ФГОС (посмотрите формулировки у планируемых результатов), а опираться нужно на педагогическую диагностику, по которой работаете. Если сложно сформулировать фразы, то очень хорошие фразы и словосочетания были в ФГТ (про интегративные качества личности).

  • Здравствуйте! Говорят с начальством не спорят, а как быть с такой темой, которую заведующая написала мне, посоветуйте, пожалуйста.Тема самообразования: «Экскурсий в ДОУ, как форма ознакомления с родным краем, как следствие формирования новой сюжетно -ролевой игры»Экскурсовод в музее», с целью развития связной монологической речи.

    • Виктория, не волнуйтесь, придумаем что-нибудь. Правда, всё соединить в формулировке не удастся (сюжетно-ролевую игру, экскурсии, ознакомление с родным краем и развитие речи). Методически грамотно соединяются только два направления.
      Можно так:
      1. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве (фраза из ФГОС) посредством музейной педагогики.
      2. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с природным и социальным миром родного края посредством сюжетно-ролевых игр.
      4. Развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края.
      5. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве ((фраза из ФГОС) посредством экскурсий.
      Если надо, попробуйте сами подкорректировать, взяв начало от одной формулировки, а окончание – от другой.

  • Спасибо! Задачу № 5 можно было бы использовать, как тему. Хочу попросить, чтобы упростили тему самообразования, а сюжетно-ролевую игру взять как результат проектной деятельности, развитие речи как одну из задач. Как вы считаете такой вариант методически грамотно будет использовать?

    • Виктория, правильно думаете, молодец! Считаю, что так будет очень грамотно.

  • Спасибо! А если написать проект и сюжетно — ролевую игру взять как результат проектной деятельности, такой вариант можно использовать. Развитие речи использовать не как цель, а попросить перенести в задачи. Извините за глупость, но пытаюсь выкрутиться из сложившей ситуации.

    • Виктория, Молодец! Очень хорошо! Разбираетесь в тонкостях, как старший воспитатель! Быть Вам методистом (старшим воспитателем)!!! Если Вас назначат на эту должность (в чём я не сомневаюсь), то с Вас шоколадка, так как это я первая предсказала Вам будущее)))

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с технологической картой ООД, требуют конспект аттестационного занятия предоставить в виде технологической карты.

    • Роза, здесь на сайте (в рубрике «Методические подсказки») как раз есть статья про то, что такое технологическая карта. Вот эта статья:
      И в этой статье есть ссылка на хороший практический образец такой карты. Нужно, как обычно прописать задачи, оборудование, материалы ООД. А затем в ТАБЛИЦУ вставить сам ход ООД. Названия столбцов будут такие:
      Этапы; Цель; Содержание; Деятельность педагога; Деятельность детей; Планируемые результаты.

    ДОКЛАД на РМО воспитателей

    «Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС»

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей:

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

    Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

    В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

    Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

    Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

    Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)

    Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

    Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)

    Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

    Вы наблюдали такие действия у своих детей?(Ответы)

    Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

    Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

    Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

    Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

    1. К первой стадии относят любопытство . Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

    2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность , которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

    3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес , характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

    4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность , основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

    Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

    – организацию решения познавательных задач;

    – применение экспериментирования в работе ДОО;

    – использование проектирования.

    Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование , которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

    В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

    В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

    После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

    К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

    Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

    Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС. Вы помните, как он называется? Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.

    Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

    Формирование познавательных действий, становление сознания.

    Развитие воображения и творческой активности.

    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

    Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

    Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

    Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

    Формирование элементарных математических представлений.

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

    Ознакомление с предметным окружением.

    Ознакомление с социальным миром.

    Ознакомление с миром природы.

    Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

    В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

    Из Общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

    Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

    Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

    Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

    В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

    Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

    Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

    Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

    Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

    Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

    Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

    В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

    Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

    В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

    Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

    Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

    В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

    Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

    Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

    Конечно, если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.

    Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель. Какой, по-вашему, должна быть эта позиция? (Ответы)

    Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.(3.2.1.)

    Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это, в самом деле, так, сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены доброжелательные отношения.

    Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

    Вы, конечно, помните, что принципиальным отличием Госстандарта от ФГТ является четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».

    Помните термин, в котором эти требования формулируются?

    Да, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста и дошкольников.

    Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата.

    Дошкольники могут достичь большего.

    Во-первых, Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

    У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

    Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

    Ещё один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.

    Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

    К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

    Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

    Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, - это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

    Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

    Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!


    Психологи утверждают, что дошкольный возраст сензитивен для познавательного развития. После семи лет мы сколько угодно будем развивать мышление ребёнка, но это будет лишь его тренировка, накопление знаний, так как основные умственные операции уже заложены и развиты. Поэтому познавательное развитие по ФГОС в ДОУ занимает приоритетное место.

    Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы познавательного развития дошкольников.

    Традиционно наш народ с огромным вниманием относился к здоровью, воспитанию и обучению детей. От того, какое образование получат дети, зависит мощь и процветание любого государства. Непрерывность и взаимосвязь всей цепи образования от дошкольного звена до высшего учебного заведения – залог успешного будущего. Важно, чтобы дети, поступающие в первый класс, имели хорошие базовые знания. Получить их они могут в детском саду. Желательно, чтобы все будущие первоклассники прошли детсадовскую подготовку и получили равный старт для школьной жизни.

    С 1 января 2014 года в России принят и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. Он решает множественные задачи обучения и воспитания. Одна из них – познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С вопросов «Что такое» и «Кто такой?» - берет начало познание мира.

    Важную роль в познавательном развитии дошкольников играет овладение ими систематизированными знаниями, так как они дают большой эффект в развитии умственной деятельности ребёнка, влияют на развитие способов его познавательной деятельности.

    Ребёнок – это маленький исследователь и экспериментатор. Основные черты детского поведения – это получение новых, интересных для него знаний, любознательность, наблюдательность, самостоятельность.

    Цели и задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ включает такие задачи:

    • знакомство с окружающим миром. Это космос, Вселенная, живая и неживая природа;
    • воспитание любви к своей Родине. Дети должны знать гимн, герб, флаг и их значение. Иметь представление об истории Отечества, гордиться малой родиной;
    • расширение знаний о себе, о строении тела;
    • воспитание культуры отношений, толерантности .

    Методические приемы в обучении

    При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме - легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей. Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.

    Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:

    • настольные и дидактические игры;
    • чтение сказок и рассказов;
    • наблюдения;
    • трудовые поручения;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • строительные игры;
    • индивидуальная работа;

    От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

    В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.

    Познавательное развитие в средней группе

    К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. С 3 до 5 лет ребенок развивается во многих аспектах: физически, эмоционально, социально. Однако более всего заметно когнитивное развитие, так как в мозгу ребенка постоянно образуются новые логические связи, а также укрепляются старые. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками».

    Основные познавательные навыки – умение группировать предметы по определенному признаку, наблюдать, предугадывать ход событий, понимать причину и следствие – закладываются именно в этом возрасте, и необходимы для дальнейшего развития. Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты.

    В соответствии с ФГОС ДО, детей продолжают знакомить с окружающим миром:

    • Закрепляются знания об овощах и фруктах . Детей учат выделять признаки, форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.
    • Знакомят с трудом сельских жителей на полях и фермах.
    • Закрепляют знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.
    • В процессе экспериментирования знакомят со свойствами воды, глины, песка, воздуха, ветра, растений.
    • Начинают знакомить с некоторыми профессиями.
    • Учат выделять признаки времен года .
    • Знакомят с жизнью растений .
    • Дети учат правила дорожного движения .
    • Знакомятся с видами транспорта.

    Познавательное развитие в старшей группе

    Познавательное развитие дошкольников по ФГОС на этом этапе предполагает закрепление и расширение знаний:

    • о разных предметах;
    • о временах года , их красоте и неповторимости;
    • о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;
    • о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;
    • о безопасном обращении с бытовой техникой;
    • о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

    Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель – вызвать желание придумывать у ребенка. Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

    Познавательное развитие в подготовительной группе

    Дети подготовительной группы, выпускники – гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется.

    К окончанию детского сада у детей должно появиться желание учиться в школе и уважение к родному языку:

    • привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;
    • дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи;
    • знать народные традиции , игры, обряды, кухню;
    • гордиться своей Родиной.

    Познавательное развитие дошкольника в рамках ФГОС ДО

    Интересные познавательные области по ФГОС в ДОУ

    Явления неживой природы

    Большое внимание для познавательного развития в детском саду необходимо уделять осознанному развитию представлений о явлениях в неживой природе, позволяющие выяснять закономерности и взаимосвязи разнообразных явлений. Не нужно использовать сложные, наукообразные фразы, следует рассказывать на понятном и доступном детям языке.

    • В воде тонет тяжёлый или легкий предметы?
    • Почему магнит магнитит?
    • Что такое и откуда берутся снег и лёд?
    • Что случится, если принести в дом снег, а если унести обратно на улицу?
    • Если земля круглая и вертится, почему мы не падаем и не валимся с неё?

    Эти знания дают возможность сформировать самые элементарные знания детей о составе веществ, о состояниях, в которых они находятся: твёрдый, мягкий, сыпучий, вязкий, плавучий, растворимый, хрупкий. В старшем дошкольном возрасте дети должны получать первоначальные знания о явлениях, происходящих в космосе, о Солнечной системе и о Луне.

    Группирование предметов

    Умение разделять и группировать предметы по определенному признаку – одно из самых важных базовых когнитивных умений. Чтобы научить детей этому, можно использовать разнообразные предметы – игрушки, кухонную утварь, еду – и попросить малышей объяснить, чем они отличаются, а в чем похожи.

    Например, они могут сказать, что и яблоко, и апельсин – фрукты, но яблоко красное, а апельсин – нет. Затем предложите другие признаки для группировки – цвет, размер, назначение.

    Если нет возможности использовать реальные предметы – возьмите изображения, например, специальные карточки или вырежьте картинки из журналов.

    Причинно-следственные связи

    Дети любят игры с водой, но мало кто из них сам замечает, что одни предметы тонут в воде, а другие нет. Младшим воспитанникам обязательно понравится угадывать, какие игрушки и предметы будут держаться на поверхности, а какие утонут.

    Используйте предметы разного размера и веса – зубочистку, камешек, пластиковый стаканчик, кусок бумаги. Обязательно объясняйте детям, почему одни предметы удержались на воде, а другие нет, но прежде позвольте им догадаться о причинах самостоятельно.

    Дети более старшего возраста оценят немного другую игру: покажите, как из глины или фольги (которые обычно тонут) сделать кораблик, который будет держаться на воде. Таким образом они научатся связывать причину и следствие, а этот навык очень пригодится им в дальнейшем.

    Явления живой природы

    Огромное значение для познавательного развития дошкольников имеет знакомство с явлениями живой природы. В процессе ознакомления дошкольников с явлениями живой природы лежат действия ребёнка с настоящими предметами и явлениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношения, ребёнок постоянно взаимодействует с ними. Таким образом, знания о том или ином явлении природы он получит не как готовый факт, а как результат, приобретённый в процессе поисков и размышлений. Изучаемые явления должны не только наблюдаться со стороны, но и подвергаться воздействиям со стороны ребёнка. Ребёнок должен видеть, слышать и видоизменять эти явления, выявляя в них новые свойства и отношения.

    Хорошо, прочно и надолго ребёнок усваивает новые знания, когда он слышит, всё сам видит и сам взаимодействует с изучаемым предметом.

    Следует познакомить детей с лупой, пинцетом и другими инструментами, которые помогут им в наблюдениях за живой природой. В ходе тематических занятий можно обратить их внимание на строение цветов, неоднородную структуру камней, прожилки на листве деревьев . Пусть они попытаются догадаться, для чего предназначены те или иные части растения или части тела насекомых, как они образуются . Удивительно, какие оригинальные предположения они порой сделают.

    Проектно-исследовательская деятельность

    Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду .

    Исследовательский метод – путь к знаниям через самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

    С чего начать? Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.

    Тему выбрали? Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.

    Цели и задачи дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.

    По окончании проекта у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

    Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

    Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

    Вебинар "О реализации принципов ФГОС дошкольного образования" - видео

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 3 г. Томск Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Гидревич Евгения Викторовна, старшие воспитатели 2014 г.


    Познавательное развитие Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира. «Познание» согласно ФГТ (2009 г.)это образовательная область направленная на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013 г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.


    ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: - Развитие любознательности и познавательной мотивации; - Формирование познавательных действий, становление сознания; - Развитие воображения и творческой активности; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д. - Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Таким образом познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.


    I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. По мнению Микериной А.С. аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета целесообразно выделить 4 стадии познавательного развития


    Стадии познавательного развития I стадия - Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. II стадия - Любознательность Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.


    Стадии познавательного развития III стадия – Познавательный интерес Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования. IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 1. Экспериментирование Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.) «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 2. Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 3. Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструктировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подвлдный мир», «Времена года» и др.


    Формы работы по познавательной деятельности с детьми начиная с 1 мл.гр. и до подгот. гр: - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - Встречи с природой - Рассказы взрослых - Беседы педагога с детьми - Познавательные рассказы педагога - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий


    Литература: - Авторская разработка автора Ольги Шитиковой, Международный образовательный портал «MAAM» - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования» (А.С. Микерина). Журнал «Начальная школа плюс До и После» 12, 2013.


     
    Статьи по теме:
    Уроки чтения по слогам для дошкольников
    ДРУ-ЗЬЯ Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем и
    Почему ребенок кусается и что делать с этой проблемой?
    От малыша возрастом 1-2 года вряд ли можно ожидать злости или коварства. Тем более странными родителям кажутся ситуации, когда ребенок вдруг начинает кусаться . Зубов еще мало, но больно. О чем говорит такое поведение и что предпринять родителям – подска
    Тонер для лица - что это такое, и как им пользоваться?
    Гидрофильное масло - это косметический продукт для очищения кожи и снятия макияжа, созданный на основе комплекса натуральных масел и эмуьгатора, благодаря которому средство является гидрофильным - что значит, водорастворимым. Гидрофильное масло идеальн
    Как выбрать тоник для жирной кожи
    Правильный уход за кожей необходим каждому человеку. Наилучшим помощником в этом деле станет, конечно же, очищающий тоник. Лицо - это та часть человеческого тела, которая находится всегда у всех на виду, поэтому и средства ухода следует подбирать как можн