Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками


Общение со взрослыми

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок - общественный взрослый ». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы .

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре .

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба .

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.



Общение со взрослыми

Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается.

Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый ». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы .

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре .

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба .

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Форма общения дошкольников со сверстниками

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей

. Педагогическое общение — система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического разви тку микроклимат.

Для обеспечения эффективного педагогического общения воспитателю нужно знать, чего ждут от общения с ним воспитанники, учитывать их потребность в общении со взрослыми, развивать ее. Педагог логическому правильное общение с детьми в"зоне ближайшего развития"существенно способствует реализации их потенциальных возможностей, готовит к новым сложных видов деятельности. Форма и содержание его оговариваются задачами, педагог пытается решить в работе с дошкольникамошкільниками.

Эффективность педагогического общения также зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей: с наименьшими он чаще проявляет особую теплоту, использует. Пожалуйста. Иоасу формы обращения, к которым они привыкли в семье; со старшими ему нужны не только отзывчивость и заинтересованность, но и умение пошутить, а при необходимости — обратиться к категоричности. Сказываются на спи лкуванни педагога интересы, склонности, пол детей, особенности их семейного микросреда.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует:

а) прямой педагогическое воздействие, непосредственно обращен на воспитанников, касается их поведения, взаимоотношений: объяснения, указания, поощрения, наказания и т.п.;

б) косвенное педагогическое воздействие, которое осуществляется через других лиц, соответствующую организацию совместной деятельности. Педагог не создает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет условия, что дети лич сто выбирают желаемую для них форма деятельностиі.

эффективным в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, есть косвенное влияние, для осуществления которого воспитатель использует игру, игровое общение. Благодаря этому он без нажима, может орализування направляет деятельность детей, их развитие, регулирующим отношения, разрешает конфликты. Для этого могут быть использованы сказки, стихи, поговорки, рисунки, игрушки тощщо.

Правильно организованное педагогическое общение создает благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. В этом особым потенциалом наделено личностно-деловое общение, которое удовлетворяет потребности в сотрудничестве, сопереживании, взаимопонимании, способствует созданию атмосферы сотворчества. Его эффективность повышается рациональным выбором стиля педагогического общения (широкие возможности для педагога и ребенка создает демократический стильь).

Оптимальное педагогическое общение является залогом максимального использования личностного потенциала, профессиональных умений, навыков, способностей воспитателя значительной степени это зависит и от психологического кли имать в коллективе дошкольного заведениеу.

Общение дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Оно эмоционально ярче, раскованнее, полная фантазии, даже богаче лексически, сопровождается различными и интонациями, криками, ужимками, смехом и т.п.. В таких контактах отсутствуют строгие нормы и правила, способы поведения, которых они вынуждены придерживаться во время общения со взрослымми.

В контактах с товарищами их инициативные высказывания преобладают над высказываниями-ответами, поскольку ребенку важнее высказаться самой, чем кого-то выслушать. А потому беседа со сверстниками редко в удается дошкольникам, ибо каждый говорит о своем, не выслушивая собеседника, перебивая його.

направленные на сверстников действия дошкольника различные по цели и функциями. Общаясь с товарищами, он пытается руководить их действиями, контролировать их, делать замечания, учить, показывать с свои способности и умения, навязывать собственный образец поведения, деятельности, сравнивать их с собою.

Общение со сверстниками играет важную роль в психическом развитии дошкольника.

Оно является необходимым условием формирования у него общественных качеств, проявления и развития элементов коллективистских отношений в в группе дошкольного заведениеу.

протяжении дошкольного детства развиваются и сменяют друг друга эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-личностная формы общения дошкольника со сверстниками

. Эмоционально-практическая форма общения характерна для детей раннего возраста и сохраняется до 4-х лет, на 4-м в общении начинает преобладать речи

В 4-6-летнем возрасте у детей доминирует ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Взаимодействие с ними на этом этапе жизни является особенно актуальной, что обусловлено повышением роли в их жизни с сюжетно-ролевой игры и других видов коллективной деятельности. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что порождает потребность в общении стремлений ние к совместной деятельности столь сильное, что дети все чаще соглашаются на компромисс, уступая друг другу игрушками, привлекательной роли в игре тощощо.

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способов действий своих товарищей, что проявляется в вопросах к ним, различного содержания репликах, часто — насмешках. В этот период все заметнее становятся склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость к высказываний, оценок товарищей. На 5-м году жизни дети интересуются успехами товарищей, замечают их неудачи, стараются привлечь к себе внимание, требують признания собственных достижений, пытаются скрыть промаххи.

Они еще не умеют увидеть истинную суть, направленность интересов, желаний своих товарищей, не понимают мотивов их поведения, хотя часто и пристально интересуются всем, что делают их ровесники. Потребность д дошкольника в общении обусловлена??стремлением к признанию и уважению, а в характере общения доминирует эмоциональный аспектовт.

Дети используют разнообразные способы общения, много говорят, но их речь еще остается ситуативным. К внеситуативно-делового и внеситуативно личностного общения они прибегают редко, чаще эти формы наблюдаются в общении старших дошкольников

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативно характера. Меняется ведущий мотив общения, в его структуре ощутимую роль почин нают играть привязанность и дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, у которых дошкольник видит равную себе личность, поэтому учится учитывать их интересы, выработаны яе готовность помочь им.

Формы общения дошкольников со сверстниками

Благодаря этому возникает интерес к личности ровесника, не связанный с конкретными действиями. Чаще дети общаются на познавательные, личностные темы, хотя деловые мотивы оставь аються ведущими. Главным средством общения является речилення.

Дети среднего дошкольного возраста чаще демонстрируют сверстникам то, что умеют делать и как это у них получается 5-7-летние рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится, делятся с о сверстниками своими познавательными открытиями,"планами на будущее"(кем буду, когда вырастули виросту).

Каждая форма общения по-своему влияет на психическое развитие детей: эмоционально-практическая побуждает их к выявлению инициативы, расширяет спектр эмоциональных переживаний; ситуативно-деловая способствует развитию в личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества; внеситуативно-деловая и внеситуативно-личностная формируют умение видеть в партнере самоценное личность, учитывать его мысли и переживания. Каждая из них помогает ребенку конкретизировать, уточнить, углубить представление о самом себе.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения .

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Дети трех-пяти лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним.

Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т. д.), понять причину изменения настроения.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым познавательную деятельность (например, игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги природного материала и др.), затем к концу пятого года жизни приобретает вид «теоретического» общения на познавательные темы, не связанные с конкретной ситуацией.

Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого года жизни они направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей 4 лет 6 месяцев — 5 лет нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями (например, ребенок 4 лет 8 месяцев, запустив в группе воздушный шарик, спрашивает: «Почему шар прицепляется к потолку?»).

Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, готовыми расплакаться по самому незначительному поводу, другие — проявляют негативизм, агрессию.

На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего, участником практической деятельности (рисования, лепки, конструирования и т. д.), игры. Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки. Пятилетние дети могут негативно оценивать назойливость, надоедливость сверстников.

К пяти годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. На пятом году жизни ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, к четырем-пяти годам — по названию роли («У тебя, шофер, веревка под колесо попала»).

Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.

Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка естественно, закономерно и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («жадный») или сравнивает его поведение, деятельность с неким идеалом (например, медлительного ребенка с более подвижным, быстрым сверстником).

С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения: «Если я делаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо — нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.).

Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире.

Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.

На рубеже пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. Становится достаточно устойчивым стремление участвовать в каком-либо деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам.

В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. С возрастом общение все больше приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником. К семи годам ребенок выделяет личностные особенности сверстника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т. д.).

У детей семи лет, если они в одной группе детского са¬да вместе провели несколько лет, достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличивается по сравнению с младшими дошкольниками интенсивность и широта круга общения. Возрастает устойчивость игровых объединений; их средняя величина достигает трех-четырех человек (иногда, особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по восемь-девять человек).

У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование. Аргументы, применяемые ими для обоснования предложений, просьб, оценок, становятся более совершенными по своему содержанию.

У детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских отношениях со сверстниками. Оценки, которые дают дети сверстникам, имеют более обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастности старших дошкольников к жизни группы детского сада («Дружит со всеми», «Хорошие советы дает, если дети поссорятся», «Заступается, если кого-то обижают»).

Этические мерки, которые формируются в результате усвоения норм и правил поведения и отражают его отношение ребенка к универсальным человеческим ценностям, он применяет не только к собственной личности.

Ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, и это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого и оценивают себя как бы сквозь призму взрослого, у старшего дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.

Ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.

На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суждения о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Олег меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»).

К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование — осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции — понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения - речь. В трех-четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно - познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения - познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов - о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому - нуждается в уважении. Актуальность этой потребности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста. В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения - внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей. Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.

Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми. Развитие общения ребенка со сверстниками. Уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам - обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры двух-трехлеток способствуют взаимные и поочередные подражательные действия.

Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (сесть на коврик и стучать ногами; подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т.п.). Ребенок, действия которого стали объектом подражания, внимательно следит за действиями подражающих, предпринимает попытки модифицировать свой образец, чтобы другим стало еще интереснее. В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Наконец, к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение. Основной продукт общения со сверстником - аффективно-когнитивный образ самого себя и другого.

Какие личные особенности ребенка-партнера имеют значение для его успеха в дружеских отношениях? Это в основном стиль общения ребенка со своими товарищами: мягкость, внимание, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность. Также важны объективные условия, способствующие частым встречам и общим делам детей: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и пр.

 
Статьи по теме:
Лунный календарь стрижек и окрашивания на октябрь Благоприятное время для стрижки волос октябрь
Каждому человеку хочется быть красивым, успешным и уверенным в себе, но не все понимают, что может повлиять на их красоту, это ведь может быть даже стрижка и покраска . Но когда лучше всего стричь волосы в октябре? Об этом вами расскажет лунный календарь
Капсулы для стирки - как правильно использовать и обзор лучших производителей с ценами
Стремительное развитие современных технологий позволяет производителям бытовой химии значительно расширить ассортимент своей продукции. С каждым годом растёт количество новых, более совершенных и эффективных средств, облегчающих ведение домашнего хозяйств
Какая обувь сочетается с джинсами
Мужские джинсы – в прошлом, рабочая спецодежда, которая стала эталоном стиля и сексуальности. Они привлекательные, удобные, практичные и очень нравятся представительницам противоположного пола. Сейчас на рынке появилось много моделей мужских джинсов, пред
Как разговаривать с мужчиной
Мир людей справедливо разделен на мужчин и женщин. Но им не только приходится, но и порой очень полезно общаться друг с другом. Коллеги, друзья, одногруппники и товарищи в самых разных сферах, братья и дядья – все это . А значит, с ними надо уметь общатьс