Презентации на тему день народного единства, скачать бесплатно для классного часа. Классный час на тему: "День народного Единства" Темы классных часов на день народного единства

Единый классный час во втором классе к празднованию дня народного единства.

Классный час на тему «День народного единства» для 2 класса

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры
г. Южно - Сахалинска
Описание: Предлагаю Вам разработку творческого классного часа к празднованию дня народного единства. Материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам – организаторам.
Цель: знакомство учащихся с праздником – Днем народного единства
Класс: 2
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
2. Рассказать детям о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьников.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.
- Ребята, какой сегодня день недели? (пятница)
- О чем это говорит? (каждую пятницу первым уроком проходит единый классный час)
- Что значит единый классный час? (по всей нашей Сахалинской области в каждом городе и маленьком селе, в один и тот же день проводят классный час на одну тему)
- Верно. Сегодня, классный час будет посвящен предстоящему празднику, который пройдет на осенних каникулах. Кто-нибудь знает, о каком празднике я хочу сказать? (4 ноября - день народного единства)
- К чему призывает нас этот праздник? (праздник напомнить о том, что мы единый народ)
- Ребята, суть дня народного единства состоит в том, что этот день, проникнутый идеями согласия, сплочения общества, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
- Как вы думаете, для чего нам нужно единство? (чтобы все вместе стоять на защите нашей Родины)
- Ребята, что нам поможет сформулировать понятие единство? Ведь это такое сложное слово (толковый словарь)
Дежурные принесли с полки толковый словарь, нашли понятие, прочли вслух.
2. Историческая справка.
- Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его празднуем? (10)

Ребята, этот праздник не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история, которая была около 400 лет назад, начало 17 века.
Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (война, все смешалось, ничего не понять, все против всех)

В это время не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
–На защиту родины встал народ, во главе с героями, о которых я сейчас вам расскажу

Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Пожарский Дмитрий Михайлович – князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Д.М. Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями.
- Ребята, можно утверждать то, что эти люди любят свою Родину? (да)
Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Нас не покидает чувство гордости за свою могучую и свободолюбивую родину, за ее славный народ. 4 ноября в России отмечается День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России.
- Суть данного классного часа: дать понять всем, что россияне - это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство; те подвиги, которые совершили Пожарский и Минин, не должны забываться в наше время.
3. Практическая работа. Инструктаж по ТБ.


- Ребята, а давайте мы сегодня наш классный час сделаем творческим. Я попросила вас приготовить ваши папки по технологии. Прошу достать картон цветной, ножницы и простой карандаш. Напомните, как нужно обращаться с ножницами? (дети называют технику безопасности при работе с ножницами)
- Работа будет простая. Выберите лист картона, любого цвета. Приложите свою ладошку и обведите простым карандашом. Аккуратно вырезаем по нарисованному контуру.


- Скажите, пожалуйста, почему наша творческая работа связана с ладошкой? (очень много ответов дали ребята; основной – ладошки и рукопожатия – это и есть символы единства)
По желанию ребята украсили свои ладошки.


- А сейчас мы скрепим ваши ладошки!
4. Итоги классного часа.
- Поднимите руки те, кто сегодня узнал новую информацию.
- Чем вам запомнился этот классный час?
А теперь, я предлагаю, все ваши работы оформить на школьный стенд.
Все творческие работы разместились на информационном стенде в школе. Каждую перемену дети искали свои ладошки, показывали другим учащимся и рассказывали суть нашей работы.

Цель урока – способствовать:

  • воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
  • развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
  • пониманию учащимися своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;
  • развитию у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

Обеспечение урока:

  • Историческая карта «Россия в XVII веке» со схемой-вставкой «Освобождение Москвы 26 октября 1612 г.»;
  • Гимн России;
  • иллюстрации к уроку (см. презентацию);
  • книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица»;
  • музыкальное произведение – хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки;
  • фрагменты компьютерных программ.

День народного единства посвящен освобождению Москвы от польских интервентов 26–27 октября 1612 г. (по старому стилю) Вторым ополчением под руководством гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского .

При проведении урока необходимо учитывать, что ребята ещё мало знакомы с отечественной историей. Поэтому на первый план выдвигается задача познакомить их с событиями Смутного времени, пояснить, почему день освобождения Москвы в 1612 г. стал официальным праздником – Днём народного единства.

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящён новому празднику, который будет отмечаться в нашей стране 4 ноября. Что это за день? Чему он посвящён? Найти ответы на эти вопросы – задача нашего урока.

На календаре мы с вами видим даты, отмеченные красным цветом. Это даты, которые празднуют в России. Скажите, пожалуйста, а какие праздники вы отмечаете вместе с родителями? Каждый этих праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой. 4 ноября мы будем отмечать День народного единства. Подумайте, как можно объяснить слово «единство»? (объединение) Значит, праздник связан с событием, в котором проявилось единство всех граждан страны. Когда объединение всех граждан страны? Почему?

Справка: В русской истории были периоды, когда объединение людей позволяло избавить страну от нависшей над ней опасности. Так было, когда великий князь Дмитрий Донской собрал объединённое русское войско и выступил против полчищ хана Мамая на Куликовом поле, когда весь народ объединился против войск французского императора Наполеона в Отечественной войне 1812 года, а также во время Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

В истории России, в XVII веке, был период, названный Смутным временем. События, связанные с ним, и дали начало новому празднику. Посмотрите на картину «Смутное время» (см. презентацию). Какое впечатление производит на вас изображённое на картине событие? Кто на ней изображён?

Вы видите людей в иноземном платье. Это захватчики из Польши, которые пришли в Россию, чтобы захватить власть в стране, распространить чуждую для России религию – католическую. Опасность, нависшая над страной, была велика. В 1611 г. интервенты вошли в Москву, столицу России.

Н.

Как захватчики Кремля дожидались короля

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

В Кремле враги.

Полковник Струсь – кремлевский комендант.

Москву ограбив, обобрав,

Орава панов ждет,

Что королевич Владислав

Из Польши в Кремль придёт,

Придёт, займёт московский трон,

И Польшей станет Русь.

Кремль укрепить со всех сторон

Велит полковник Струсь.

Правительство, не справлялось с ситуацией в стране. И тогда за дело освобождения страны взялись сами граждане России. В Нижнем Новгороде было созвано ополчение – народное войско, средства на которое собирали сами жители города, а потом в сбор средств включились и другие русские города. Организатором ополчения стал нижегородский купец Козьма Минин, а военное руководство взял на себя князь Дмитрий Пожарский.

Скажите, кому знакомы эти имена? Где вы с ними встречались? Бывали ли вы на Красной площади? Кто изображен на памятнике, стоящем возле храма Василия Блаженного? (учитель показывает изображение памятника Д. Пожарскому и К. Минину – см. презентацию).

В 1818 году московскому князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину был поставлен самый первый в России скульптурный памятник. Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Посмотрите на картину «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам 1611 г.» (см. презентацию). Что на ней изображено? Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):

Быль о Минине-купце и бойце

От москвичей призыв идёт,

Идёт призыв до волжских вод.

Идёт, всю землю охватив.

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика -

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизней не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра,

Заложим жен своих, детей!

Пришла пора!»

По мере следования к Москве через крупные русские города (карта – см. презентацию), ополчение пополнялось людьми и средствами. В конце июля – начале августа 1612 года ополчение подошло к Москве. После длительной осады поляки, засевшие в Кремле, капитулировали. 27 октября 1612 года столица государства Российского была освобождена. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

27 октября – дата по старому стилю календаря. В нашем календаре она приходится на 4 ноября. Поэтому и праздник в память об этом событии учреждён в этот день.

Как вы думаете, почему удалось освободить Москву? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Пословица

Учащиеся 5–7-х классов еще не изучали соответствующую тему на уроках истории, но при проведении урока можно опираться на материал, изучаемый на уроках москвоведения, литературы, МХК, а также полученный во время экскурсий по Москве.

Урок может быть проведён в форме беседы с учащимися, небольших рассказов учителя и заранее подготовленных школьников, дающих краткие исторические справки.

Учитель: Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Связан он с событиями XVII века, вошедшими в историю как Смутное время. В октябре 1612 года народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов, положив начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Смутное время»? Посмотрите на картину (см. презентацию), свяжите её содержание с названием исторического периода.

Картина написана в 1908 году. Художники, писатели, поэты неоднократно возвращались к событиям Смутного времени, находя в них пример народного единения в тяжёлые годы. Может быть, вы знаете примеры таких произведений?

Неслучайно первый скульптурный памятник в России был посвящён освободителям Москвы в 1612 г. Где он находится? Что на нём изображено?

Памятник Минину и Пожарскому был возведён в 1818 году по проекту скульптора П. Мартоса (см. презентацию). Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Какое событие героической истории России близко к этой дате? Война с Наполеоном, ставшая Отечественной, тоже была примером народного единения. Ведь на защиту страны поднялось все общество. Так, в этом памятнике произошла встреча событий, разделённых столетием.

Далее идут краткие сообщения учащихся о смутном времени, К. Минине, Д. Пожарском, организации народного ополчения, освобождении Москвы или рассказ учителя, сопровождаемые иллюстрациями, работой с картой (см. историческую справку, презентацию).

Подведение итогов урока.

– Какие чувства у вас вызвал рассказ о событиях Смутного времени и освобождении Москвы в октябре 1612 года? Как вы думаете, правильно ли поступило наше правительство, учреждая праздник «День народного единства»?

Для закрепления изложенного материала с учащимися можно решить кроссворд (см. презентацию).

«Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память.»

В.В. Путин

Учитель отмечает, что учреждение нового праздника День народного единства 4 ноября связан с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов 26–27 октября 1612 г.

Эти события знакомы учащимся из курса истории России. Поэтому при проведении занятия необходимо сосредоточиться на проведении параллелей между историческими событиями и современной историей России.

В основу урока можно положить обсуждение вопросов, позволяющих школьникам высказать свою точку зрения.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как можно объяснить понятия «национальное единство», «национальное самосознание»?
  2. В какие периоды русской истории эти понятия приобрели наиболее актуальное значение?
  3. Какие даты русской истории могли бы быть отмечены как День народного единства? Аргументируйте свое мнение.
  4. Почему, как вы думаете, при учреждении нового праздника предпочтение отдано событиям Смутного времени?
  5. Учреждение Дня народного единства было одобрено Русской православной церковью. Почему?

P.S. В каникулы можно предусмотреть экскурсии на Красную площадь, Музей истории Москвы, Троице-Сергиевский монастырь.

Краткая историческая справка

Событиям октября 1612 года предшествовали годы, вошедшие в историю нашей страны как Смутное время. Смерть царя Фёдора Ивановича Романова прервала правящую династию Рюриковичей, и в стране начался период, названный современниками «безгосударствием». Отсутствие «природного» царя, самозванство, гражданская война и интервенция – характерные черты этого времени.

Некоторые историки называют период Смутного времени временем неиспользованных возможностей для России.

Борис Годунов, первый выборный царь в России, прилагал все усилия к тому, чтобы преодолеть разруху, доставшуюся в наследство от царствования Ивана Грозного. В стране развернулось доселе небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Новые укрепления опоясали и Москву. Заботясь об укреплении городов, Годунов стремился облегчить положение посадских людей. С другими государствами он предпочитал вести переговоры, а не войны. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым из российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. Задолго до Петра Первого он выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Но неспособность справиться с последствиями голода начала XVII века не дала династии Годуновых возможности продолжиться на русском престоле.

Венчавшийся 30 июля 1605 г. царским венцом царевич Дмитрий (Лжедмитрий I) представлял собой образ европейского правителя. Но он слишком решительно разрушил образ царя-полубога, за что и был свергнут.

Правление Василия Шуйского – еще одна из неиспользованных возможностей для России. Дело в том, что, вступая на трон, В. Шуйский впервые присягнул своим подданным. Он торжественно целовал крест и дал соответствующую «запись» в том, что он никого не осудит и не предаст смерти без «истинного» суда со своими боярами, не станет преследовать и лишать имущества родственников и наследников опального, если они невиновны. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. «Царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» (В.О. Ключевский).

Начавшаяся гражданская война усилила раскол в обществе. Попытка возвести на престол очередного ставленника Польши Лжедмитрия II («тушинский вор») окончилась неудачей. Началось открытое вторжение польских войск в пределы России (интервенция).

В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. Почти 21 месяц гарнизон и вооружившиеся жители города удерживали Смоленск.

Русские бояре отправили посольство к Сигизмунду III – просить на русский престол его сына, королевича Владислава. В феврале 1610 года был заключен русско-польский договор. В нём повторялась «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского и давались гарантии, что Россия не станет частью Речи Посполитой, сохранит независимость. Шляхте запрещалось занимать административные должности в России. Вызвал разногласия лишь один пункт: фанатичный католик Сигизмунд III не соглашался, чтобы его сын принял православную веру. Если бы Владислав принял православие, то он лишился бы права на польский престол и стал бы просто русским царем иностранного происхождения. В Западной Европе это было привычным явлением. Ведь и сам Сигизмунд III был польским королем шведского происхождения. В российском же государственном устройстве могли укрепиться договорные начала.

17 июля 1610 г. бояре потребовали от В. Шуйского отречения от престола и подтвердили договор о призвании Владислава. Швеция, узнав о низложении царя и о русско-польском договоре, оккупировала северо-западные русские земли. Переговоры о вероисповедании будущего русского царя зашли в тупик. Одновременно обострилась ситуация в Москве. Польский гарнизон, расположившийся в городе, подчинялся наместнику Владислава - Александру Гонсевскому. Сигизмунд III побоялся отпустить в мятежную далекую Москву своего пятнадцатилетнего сына. Гонсевский повел себя как самовластный правитель, не считаясь с русскими обычаями. Он начал раздачу земель сторонникам поляков, конфискуя владения тех, кто не признавал новую власть.

По стране, наводя ужас на мирных жителей, бродили шайки разбойников. Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твердой власти, способной навести порядок в государстве. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы.

Первое ополчение

Созыву ополчения способствовал распад Тушинского лагеря Лжедмитрия II. После гибели самозванца в декабре 1610 г. тушинские казаки и дворяне влились в создававшееся ополчение.

В феврале-марте 1611 г. бывшие воеводы Василия Шуйского и Лжедмитрия II из Тулы, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Суздаля, Владимира и других городов вместе с отрядами дворян, стрельцов, казаков, служилых татар объединились ради единой цели - изгнания поляков из Москвы.

Высшим органом власти в Первом ополчении был Совет всей земли, возглавлявшийся рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и бывшим «боярином» Тушинского вора, безродным казачьим атаманом Иваном Заруцким. Действия руководителей ополчения были нерешительными из-за противоречий между казаками и дворянами.

Первое ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. произошло решающее сражение, в ходе которого восставшим удалось овладеть Белым городом. Однако поляки подожгли Белый и Земляной город. Благодаря этому им удалось удержать Кремль и Китай-город. В эти дни особо отличился князь Дмитрий Иванович Пожарский, ведший отчаянный бой с поляками на Лубянке, где находился его двор (в этом бою он был ранен).

Стычки с поляками продолжались еще несколько суток. На помощь Сигизмунда им рассчитывать не приходилось - он был озабочен взятием Смоленска, и польский гарнизон вместе с верными полякам московскими боярами засел в осаду.

30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова был принят «Приговор всей земли», носивший ярко выраженный дворянский характер. В соответствии с этим документом казаки не имели права занимать в управленческих органах какие-либо традиционно дворянские должности. Крестьяне и холопы должны были вернуться к своим прежним хозяевам.

«Приговор...» возмутил казачество. П. Ляпунов был приглашен на казачий круг и убит в отместку за смерть 28 казаков, незадолго до этого утопленных дворянами под Москвой. Узнав о гибели своего предводителя, дворяне покинули ополчение. Осаду Москвы продолжили казачьи силы во главе с И. Заруцким и Д. Трубецким.

Распад первого ополчения сопровождался другими неудачами. 3 июня 1611 г. после героической обороны из-за предательства перебежчика пал Смоленск. Сигизмунд III заявлял теперь, что русский трон будет занят не его сыном, а им самим. Это означало, что Россия станет частью Речи Посполитой и перестанет существовать как самостоятельное государство.

Второе ополчение

Осенью 1611 г. стало создаваться Второе ополчение. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города не пожалеть средств на ополчение, чтобы освободить Москву. Он убеждал отдать на это святое дело «все злато и серебро и, если надо будет продать имущество, заложить жен и детей своих». Народ без раздумий откликнулся на призыв. Люди нередко жертвовали последним.

Во главе ополчения был поставлен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Было создано правительство, названное (как и в Первом ополчении) Советом всей земли. Руководители его – Минин и Пожарский – напряженно готовились к решительному выступлению.

В марте 1612 г. об ополчении уже знали по всей стране. На пути к столице люди радостно встречали ополченцев и присоединялись к ним. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось к Москве через Кострому и Ярославль. В этих крупных богатых городах, сравнительно мало затронутых Смутой, проживало немало служилых и посадских людей, которые влились в ряды ополчения.

В Ярославле формирование правительства завершилось. Были созданы основные приказы – органы управления. Ополчение получило значительные средства за счет обязательного обложения всего населения, церквей и монастырей на пятую часть имущества («пятая деньга»).

На помощь польскому гарнизону двигались войска гетмана Ходкевича с запасами боеприпасов и продовольствия. Но ополчение Минина и Пожарского опередило их – в августе 1612 г. оно подошло к столице и соединилось с остатками Первого ополчения.

Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе боя полякам удалось переправиться через Москву-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой еще задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе.

В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осажденный Кремль. Усиленные этим отрядом, засевшие там поляки совершили вылазку из ворот Китай-города, переправились через реку и овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. В то же время Ходкевич двинул свои полки к Донскому монастырю, стараясь зайти в тыл ополченцев с незащищенной юго-восточной стороны. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, в котором колоссальные потери были с обеих сторон. Но удача всё же сопутствовала полякам. Ополченцы вынуждены были отступить на левый берег Москвы-реки. Польские роты начали преследование и также переправились на левый берег.

В этот момент Козьма Минин снова обратился к казакам с просьбой помочь в отражении атаки. Казаки ринулись в бой и опрокинули боевые порядки наступавших поляков. Пока шло это сражение, Минин сам переправился на другой берег Москвы-реки и ударил в тыл польским войскам. В стане Ходкевича поднялась паника. Бросив весь обоз, артиллерию и провиант, гетман спешно отступил из русской столицы. В значительной степени это предрешило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 г., убедившись в своей обречённости, он капитулировал.

Земская рать со стороны Арбата торжественным маршем с развёрнутыми знаменами под шум ликующей толпы горожан проследовала на Красную площадь. Там она соединилась с участвовавшими в освобождении столицы отрядами князя Трубецкого. Войска сошлись возле лобного места и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу.

История праздника «День народного единства»

В декабре 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября по старому стилю) ещё отличается и православный праздник Казанской иконы Божией матери, считающейся защитницей Москвы. Освобождение Москвы в 1612 году совпало с этим днем. Со времени восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова Казанская икона сделалась семейной в царском роду. В Москве был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери два раза в год – в день обретения иконы 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября – с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери . В 1649 году царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России.

Правление в период Смутного времени

(начало XVII века)

Борис Годунов (1598–1605)

Федор Борисович (апрель-май 1605)

Лжедмитрий I (1605–1606)

Василий Шуйский (1606–1610)

Лжедмитрий II (1608–1610)

Владислав (польский королевич) (1610–1612 – правила «семибоярщина»)

Термины и понятия

Смутное время (1598–1613) – период в истории России, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией.

Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Интервенция (лат. вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета.

Ополчение – военное формирование во время войны, созданное в помощь регулярной армии.

Национальное самосознание – осознание народом своей роли в истории страны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Классный час

для учащихся начальной школы


учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

Максименко Ольга Анатольевна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности,

интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ: познакомить с новыми страницами нашей истории; подвести детей к пониманию смысла праздника; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, выставка книг об истории

России

ФОРМА: устный журнал

Ход мероприятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря
(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Определение темы

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Выступление учащихся

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

1-й ученик . Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они

совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ)

Пословицы о Родине.

Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет. Всяк кулик своё болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив. Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова. Москва всем городам мать. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Из истории праздника.

Учитель: Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа - сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ушли в историю года. Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Работа в группах

Учащиеся составляют список, в который по

возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,

купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.

О Минине и Пожарском.

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в

нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

А.Кившенко «Воззвание Минина»

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Работа со словарём Ожегова

Шлем-

Кольчуга-

Меч-

Ратник-

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского . Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и

классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Блиц-опрос

Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)


День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Помните лозунг победителей?

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»


- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Выставка книг
- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства. /У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./
Учащиеся. Единство – это объединение всех людей. Единство – это согласие народа. Единство – это когда есть общая надежда. Единство – это мир и дружба. Единство – это доброта, понимание и прощение.
/На доске появляется цветок единства/

Ученик. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Итог классного часа
Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.
Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты. 2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем. 3. Я желаю жить в согласии со своей совестью. 4. Я желаю единомыслия. 5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», 3, 2004 г. 4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г. 5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

    воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. ( , слайд 2)

    Что означает название этого праздника?

    Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

    Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?

    В чем и с кем мы должны объединяться?

Вот темы нашей дискуссии. (слайд 3)
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.
Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

(слайды 4-5) А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.
(6 слайд) Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (слайд 7)

В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят.


В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
(слайд 8) В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.
(слайд 9) Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
(слайд 10) Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.
(слайд 11) Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.

(слайд 12) Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.
(слайд 13) В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.
(слайд 14) Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином. Ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.

Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

(слайд 15) Это было в далеком 1611 году. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»
(слайды 16-18) На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»

(слайд 19-22) Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь.
(слайд 23) После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (слайд 24)

Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. «Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много. Москва могла стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что было бы в последствии – трудно сказать». («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).
(25 слайд) Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
(26 слайд)

«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
(Н. Кончаловская)

Заключение.
«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.
Вопросы для беседы с учащимися:

    Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?

    Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?

    Какую опасность несут национальные распри и конфликты?

    В чем проявляется современное единство России?

    Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?

Литература:

    С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

    Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

    Журнал «Родина». - № 11.- 2005

    Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

    И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

 
Статьи по теме:
Формирование имиджа по методу Кибби
В начале семидесятых годов стилист из Нью-Йорка Дэвид Кибби предложил систему поиска индивидуального стиля путем сопоставления баланса инь и ян в линиях тела, иначе говоря -проявления угловатых и округлых линий во внешности.Впоследствии им была написана к
Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим
Пенсия по выслуге лет – тип государственного пособия, назначаемый на основании профессионального старения. После получения права на данный тип государственного обеспечения, гражданин может остаться на занимаемой должности и увеличить процентную ставку буд
Свадьба в июне: благоприятные дни
Июнь нам с детства запомнился как первый месяц летних каникул, пора сладкой клубники, жидкого ароматного меда, цветущей сирени и летающего тополиного пуха. Будучи взрослыми, многие осознанно выбирают июнь для самого торжественного события. Он, как никакой
Окраска волос хной и басмой одновременно Покраситься басмой в темный цвет
Все больше современных женщин предпочитают искусственный цвет волос. Это можно объяснить желанием постоянно выглядеть новой и красивой. Чтобы изменить оттенок прядей, не обязательно прибегать к химическим красителям. Женщины еще с давних пор делали окраши