Почему ребенок не ходит? Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина.

Как быстро летит время – вашему малютке уже год! Вы успели научить его многому. Он и сам сидит, и ест ручками, и самостоятельно играет. Вот только ползает до сих пор.

И помочь ему пытались, и заставить, и учить – ребенок не хочет ходить, несмотря на все попытки. Знакомо? Тогда эта статья – для вас! Мы расскажем, почему маленький человечек не торопится, и что нужно делать родителям в этом случае.

Из этой статьи вы узнаете

Нужно ли равняться на нормативы

Часто, подводя итоги предыдущих 12 месяцев жизни своего малыша, мы сравниваем его результаты с успехами сверстников. Подобное сравнение не всегда оказывается в пользу нашего карапуза – начинает казаться, что чужие дети более способные, развитые, совершенные.

Почему-то родители забывают, что первый год – время открытий, бурных изменений и стремительного развития. И любые нормативы так мелочны по сравнению с каждой покоренной вершиной!

Помните, как сын вашей знакомой научился самостоятельно сидеть, а ваш при этом только стал переворачиваться? Помните, как вы переживали, что карапуз отстает? Но ведь сел, не так ли?

11–12 месяцев – период, когда у ребенка развивается первое стремление к независимости. Кроха хочет все делать и решать самостоятельно. Где и с чем играть, что делать, куда переложить игрушку.

Считается, что и ходить малыш начинает именно сейчас. Однако поспрашивайте подружек или посмотрите, что пишут мамы на форумах? Разве все дети без исключения в год уже передвигаются на ножках?

Готовность к ходьбе – сложный процесс, к которому малыш готовится уже с 5–6 месяцев жизни. Сначала его нужно научить ползать, затем вставать у опоры, после потихоньку передвигаться вдоль нее.

Тело и мозг каждого ребенка требует различного времени для формирования готовности. Сколько месяцев потребуется вашему малышу, предсказать очень сложно.

Что должен уметь ребенок в год

Так как мы говорим о двигательных навыках крохи, то и речь дальше пойдет только о них. Итак, в 11–12 месяцев малютка может:

  • быстро и активно ползать;
  • стоять с поддержкой или без нее;
  • приседать и вставать на ноги из любого положения;
  • ходить, держась за руки взрослого;
  • забираться на диван и спускаться с него.

Все приведенные выше нормы являются приблизительными. Если ваш карапуз чего-то еще не умеет, не расстраивайтесь! Всем навыкам его можно научить. Что нужно делать? Начать стоит с укрепления мышц. Помочь вам может ежедневная гимнастика или деликатный массаж (лучше чередовать их).

Как можно больше времени проводите с ребенком. Помните, игры – самая эффективная и интересная обучающая методика для годовалого малыша (как и для детей старшего возраста). Вместе ползайте, играйте в «догонялки», «прятки», «гонки».

Поменьше думайте о том, почему ребенок все еще чего-то не умеет. И чаще старайтесь учить его (желательно на личном примере), поощрять за уже имеющиеся успехи, гордиться новыми достижениями.

Почему малютка не ходит

Причины того, что кроха в год все еще ползает на коленках, могут быть самыми разными.

  • Пока что не готовы мышцы и позвоночник.
  • Такая наследственность.
  • Отсутствие стимула или возможности обучения (это все манежи, ходунки).
  • Ребенок боится ходить (упал, ударился при прежних попытках).
  • Слабый мышечный тонус, неврологические проблемы.
  • Больше нравится ползать, чем ходить.

Многое зависит от характера ребенка. Активный и любопытный малютка уже в 9–11 месяцев начинает быстро и ловко топать ножками. В то время как терпеливый наблюдатель не станет ходить самостоятельно и в год.

Все очень индивидуально. Одному малышу комфортно ползать и он встанет на ножки поздно. Другой карапуз, не освоив передвижения на четвереньках, сразу начинает вставать у опоры, а затем и ходить.

Вы можете сколько угодно учить малютку и способствовать тому, чтобы он самостоятельно стал ходить. Но если кроха не захочет – никаким образом вам не удастся его заставить.

Если вы видите, что ребенок не хочет ходить, но при этом все возможности у него имеются – просто подождите. Пройдет несколько месяцев, и вы будете с улыбкой вспоминать, как напрасно переживали.

Чему можно научить кроху

Если вы все-таки решили вмешаться в естественное развитие ребенка и хотите учить его ходьбе, следующие советы наверняка вам пригодятся.

  • Поощряйте любые движения. Чем больше их будет, тем быстрее разовьются мышцы, необходимые для ходьбы.
  • Подберите ребенку удобную ортопедическую обувь подходящего размера. Но используйте ее в основном на улице, дома кроху лучше учить передвигаться босиком.
  • Укрепляйте ножки малыша. Ведь именно на них предстоит удерживать тело (не всегда в год легкое). Позволяйте ему прыгать у вас на коленях, держаться за руки.
  • Развивайте интерес. Пока маленького человечка все устраивает, научить его ходить практически невозможно. Подарите мальчику машинку-каталку, а девочке – коляску с куклой. Возить такие интересные игрушки на коленках не получится, а вот стоя – в самый раз!
  • Будьте рядом. Хотите научить малютку? Тогда ходите вместе, за руки! Покажите на своем примере, как это нужно делать (чем чаще, тем лучше).

Хвалите, гордитесь, восхищайтесь. Это для вас передвижение на ногах – дело обычное. А сколько усилий и храбрости понадобится маленькому человечку! Важно не только учить карапуза, но и поощрять за любые успехи.

Чего делать нельзя

Сколько ошибок совершают родители, пытаясь научить кроху ходить в год! Ниже мы привели несколько основных моментов, которые стоит исключить из воспитательной методики.

  • Бросать без поддержки. Иногда взрослые создают вынужденную обстановку для того, чтобы кроха пошел. Они ведут малютку за руку, а потом отпускают и отходят на расстояние, пытаясь подозвать к себе ребенка. Если учить его именно таким способом, то можно развить чувство страха к ходьбе и неуверенность в родителе.
  • Ходунки. Популярное приспособление, призванное научить малютку ходить чуть ли не за месяц. Как показывает практика, такой «транспорт» не стимулирует, а, наоборот, подавляет желание передвигаться самостоятельно. А зачем, ведь ходунки везут дитя туда, куда он захочет.
  • Сравнения. «Посмотри, Маша уже ходит сама, а ты все еще за юбку мамину держишься!». Если вы предпочитаете учить ребенка, опираясь на опыт и возможности других детей, готовьтесь к тому, что ваш малыш вырастит неуверенным, закомплексованным и зависимым от чужого мнения человечком. Разве вы этого хотите?

Чтобы научить ребенка ходить, необходимо набраться терпения и сил. Будьте готовы к тому, что ваши старания приведут к результату не так скоро, как хотелось бы. Помните – малыш сможет ходить только тогда, когда будет готов и физически, и психологически. Как бы вы ни хотели научить его этому раньше.

Когда обращаться к врачу

Иногда (очень-очень редко) причиной того, что ребенок не ходит, является слабый тонус мышц. Обычно он выявляется в течение первых месяцев жизни. Но врачи иногда ошибаются. Как определить, что у малютки могут быть проблемы?

  • В год карапуз не ползает, не встает у опоры.
  • В 18 месяцев малыш все еще не стоит и не ходит самостоятельно.
  • Малыш до сих пор плохо удерживает спину, с трудом сидит.

Скорее всего, подобные признаки насторожат внимательную маму значительно раньше. Ваш карапуз активно лазает по комнатам, карабкается на кресла и познает мир? Вам не о чем беспокоиться!

Если же сомнения все-таки есть, обратитесь к неврологу и ортопеду. Они развеют ваши страхи и опасения. Не забывайте – ребенок чувствует переживания мамы. Не заставляйте его зря нервничать вместе с вами.

Мамы очень переживают, если малыш в год не ходит. Особенно когда перед глазами сверстники, делающие первые шаги. Родители пытаются учить маленького человечка, заставлять, уговаривать и даже обращаться к специалистам.

В результате малютка все равно начинает самостоятельно ходить тогда, когда ему удобно и нужно. А сколько времени, нервов и сил было потрачено!

Если ваше чадо хорошо развивается, отлично себя чувствует, и отсутствие этого навыка никак его не стесняет – оставьте малютку в покое. Все, что от вас нужно – терпение и умение радоваться тем достижениям ребенка, которые уже имеются.

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г.

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

Детский психолог

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в , то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в ? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

2 1 776 0

Возраст, с которого ребенок самостоятельно начинает ходить, – 9-17 месяцев. Но этот процесс индивидуальный.

Родители часто начинают обучать малыша хождению в очень раннем возрасте, беспокоясь, что другие дети в год ходят, а их чадо – нет. Чтобы исключить патологии умственного и физического развития, нужно проконсультироваться у педиатра, невролога, ортопеда и хирурга. Если нет отклонений, то причинами отказа ходить могут быть следующие:

  1. Страх падения . Если были попытки самостоятельной ходьбы, при которых кроха упал или ударился.
  2. Комфорт . Ползание отбирает меньше сил и это привычный способ передвижения.
  3. Использование ходунков . В них двигаться проще и безопаснее. Ребенок не представляет, как можно ходить без опоры. Современное приспособление затормаживает моторное развитие.
  4. Наследственность . Если один из родителей начал поздно ходить, то ожидать от ребенка первых шагов рано не нужно.
  5. Пол . Девочки начинают ходить раньше мальчиков.

Насильно ставить малыша на ноги нельзя. Неокрепшие конечности не выдержат веса тела. Это может привести к травмам.

Если ребенок боится или ленится ходить самостоятельно, это можно постепенно исправить. Как? Узнаете в статье. Рекомендации помогут избежать ошибок в обучении и научить малыша ходить, не травмировав его физически и психологически.

Кладите игрушки на расстоянии

Ребенка нужно заинтересовать. Кладите яркие, заметные игрушки чуть выше и дальше от малыша, чтобы достать их он мог только в вертикальном положении. Можете устроить это в виде игры, когда игрушки разложены по комнате. Задание малыша – собрать их вместе. Когда ребенок научится уверенно передвигаться, задание можно усложнить, раскладывая предметы в разных комнатах.

Если малыш хочет игрушку, но капризничает, помогите ему. Ходьба через слезы ни к чему хорошему не приводит. Но не стоит постоянно идти на . Он привыкнет и станет манипулировать вами.

Позвольте ошибаться

Часто родители настолько заботятся о ребенке, что делают все за него. приведет к тому, что чадо вообще может не пойти.

Давайте ребенку познавать мир, и “набивать” свои шишки.

Постоянно придерживая малыша, вы делаете только хуже. Ребенок не научится правильно падать. Дети падают на попу или вперед на руки на инстинктивном уровне.

Отучите от ходунков

Ходунки могут стать причиной ходьбы ребенка на носочках. Но если вы приучили к этому приспособлению, не забирайте их сразу. Отучайте постепенно.

Сокращайте время пребывания в ходунках. Первые несколько недель – 1 час, далее – 30 минут.

Покажите преимущества самостоятельной ходьбы. Например, можно нагибаться и брать игрушки, а не ждать, когда кто-то принесет.

Занимайтесь физическим развитием малыша

  1. На стопах пальцами рисовать “восьмерки” на протяжении 1-2 минут.
  2. Растирание отдельно каждой ноги.
  3. Осторожно поворачивать пальчики влево-вправо.
  4. Растирать стопы круговыми движениями.

Полезно также посещение бассейна для укрепления мышечного корсета малыша. Не менее важно . Хорошо тренируют мышцы ног такие упражнения:

    Стояние у опоры

    Малыш стоит, держась за кровать или за руки родителя.

    Прыжки с поддержкой родителей

    Удерживая ребенка подмышками, ставить себе на колени. Ребенок будет прыгать, но не упадет.

    Приседания

    Мама с ребенком, взявшись за руки, вместе приседают.

Выбирайте комфортную обувь

Первая обувь малыша должна быть удобная. Приучать к ней нужно постепенно. Ежедневно обувайте ботиночки малышу на 5 минут. С возрастом увеличивайте время хождения в обуви.

Играйте в подвижные игры

  1. Хождение от мамы к папе. Опуститесь на пол и протяните малышу руки так, чтобы сделав один шаг от мамы, он оказался уже у папы. Обязательно хвалите малыша за успехи. Но, чтобы делать это правильно, рекомендуем прочитать нашу статью о том, .
  2. Дети любят катать коляски или специальные толкатели. Когда коляска медленно катится, ребенок делает шаги за ней. Задача родителей – поддерживать малыша, но не препятствовать делать самостоятельные шаги.
  3. Увлекательная игра с обручем побуждает ребенка держать равновесие. Внутрь обруча ставите малыша, и он ходит по кругу, держась за него.
  4. Поиграйте в детский футбол. Кладите мяч на пол и покажите, как его пинать. Малыш будет все дальше отталкивать мяч, а вы, поддерживая его за руки, догонять. Затем постепенно отпускайте ребенка.
  5. Положите на двух стульях игрушки и раздвиньте их так, чтобы ребенок мог сделать 1-2 шага. Расстояние между стульями нужно увеличивать на 1 шаг с каждым днем.
  6. С поддержкой мамы на улице можно догонять голубей.
  7. Включите веселую музыку и танцуйте с малышом за ручки.

Если ребенку игра не по душе, придумайте что-то новое. Нелюбимое занятие отобьет у чада желание ходить.

Безопасное пространство для передвижений

Привыкшие к ограничениям дети боятся большого пространства и расстояния. Как можно раньше отучайте их от ходунков и манежей.

Для безопасности передвижения ребенка проследите, чтобы в комнате отсутствовали:

  • Стеклянные предметы;
  • тяжелые предметы, которые можно столкнуть;
  • горшки с цветами;
  • стулья;
  • уберите шторы, чтобы ребенок их не сдернул.

В качестве покрытия на пол выбирают паркет, ламинат, пробковый пол или ковролин. Главное, чтобы не было скользко. В первое время обучения можете постелить плед или мягкое одеяло.

 
Статьи по теме:
Верные признаки измены мужа
Модифицированные идеалы современного общества изрядно подпортили взаимоотношения людей: как у девушек, так и у парней появились скрытые связи, общение и флирт в социальных сетях, тяга к необдуманным поступкам и желаниям. Если женская измена зачастую имеет
Китайские носки для педикюра – комфортный уход в домашних условиях
Кажется, что не осталось тех, кто не слышал об отшелушивающих носочках для педикюра. Несколько минут - и ступни в идеальном состоянии. Стоит разобраться, в чем их секрет. Особенности Носки для педикюра - спасение любой модницы, да и просто человека, сле
Как избавиться от огрубевших пяток
В преддверии летнего сезона женщины начинают заглядываться на свои ножки и стараются привести их в порядок. Что может быть милее и сексуальнее, чем гладкие мягкие пяточки и нежные ухоженные стопы? Но зачастую вместо этого мы видим перед собой огрубевшие
Что делать с жирными волосами в домашних условиях
Подростки испытывают множество проблем в связи с гормональной перестройкой: прыщи, угри, частая смена настроения, психологические переживания и … жирные волосы. Многим везет, и проблема жирных волос самостоятельно проходит после окончания гормонального бу