Если малыш боится ходить: советы родителям. Как помочь ребенку, который боится ходить самостоятельно

В данном случае, отталкиваемся от того, как поставлен вопрос. Если «ребенок не хочет ходить», это совсем не означает, что он этого не сможет делать. Посмотрите вокруг. Вы встречали здорового ребенка, который не ходил бы к трем годам. Такого не бывает. А считать месяцы и сравнивать своего малыша с другими, это только лишний повод понервничать. Делать этого нельзя по нескольким причинам:

  • прежде всего, вы портите себе нервы и настроение, а значит и ваш ребенок также это почувствует и ответит вам плохим настроением, капризами или необоснованным плачем
  • такое сравнение настраивает вас на то, что ваш ребенок в чем-то хуже других. Такие мысли угнетающе действуют на всех, а недооценка собственного ребенка может в дальнейшем сказаться на его самооценке. Ребенок не уверенный в себе, это плохое начало самостоятельной жизни.
  • Окружающие, выслушав ваши претензии, также начнут считать, что если ребенок хочет ходить , то он недостаточно развит. Ни в коем случае нельзя давать такого повода негативного отношения к малышу в руки не слишком доброжелательных людей.

Будьте терпеливы и смотрите на все с оптимизмом. Может быть, то, что ребенок не хочет учиться ходить в те же сроки, что все – это первое проявление его незаурядности и отличия от других.

Если все-таки, терпения ждать первых шагов не хватает, то постепенно старайтесь побудить ребенка к этому.

  • При ходьбе за ручку не держите его, а позвольте ему самостоятельно держаться за пальчик. В этом случае, если малыш отвлечется и захочет дотянуться до чего-то, находящегося в стороне, он легче оторвется от родителей и сделает первый шаг.
  • Давайте ребенку больше возможностей для движения. В том случае, если он свободно передвигается по квартире, а не только сидит в манеже, то у него гораздо больше причин для самостоятельного хождения.
  • Чаще играйте с малышом в подвижные игры, зовите его к себе, просите принести игрушки или вещи, которые ему нравятся.
  • Можно и нужно пробовать провокационные действия. В то время, когда ребенок стоит на ножках и находится достаточно далеко от родителей, предложите ему новую или любимую игрушку. Очень часто малыши, торопясь получить желаемый предмет, забывают, что можно подползти, и делают первые шаги.

Но не будьте слишком навязчивы, иначе ребенок разгадает все хитрости и его упрямство может только возрасти. Если , то не заставляйте его. Просто поменяйте свое отношение к ситуации, и поставьте перед собой другую задачу, например, научить ребенка есть ложкой. Чаще всего, ситуация кардинально меняется именно тогда, когда ее перестают считать проблемной.

Многие мамы и бабушки убеждены, что к возрасту одного года ребенок обязательно должен научиться ходить.

А если этого не происходит, начинают переживать и донимать расспросами педиатра.

На самом деле не все малыши успевают сделать первые шаги до своего первого дня рождения. И не всегда это является поводом для беспокойства.

Конечно, у каждого малыша свои способности, интересы и свой темп развития. И ходить он научится тогда, когда будет готов.

Не нужно беспокоиться, если сын или дочка топчутся на месте, держась за мамину руку, когда их ровесники уже вовсю топают.

Главное, чтобы физическое развитие ребенка не останавливалось: чтобы научившись , он учился или стоять, затем – ходить с поддержкой, с опорой и т. д.

Если у ребенка нет проблем со здоровьем, к полутора годам он сделает свои первые шаги, каким бы лентяем или тихоней ни был.

Первые попытки принять вертикальное положение и сделать пару шагов должны произойти не позже одного года и трех месяцев. Если в этом возрасте ребенок не хочет или не может стоять и ходить, родителям следует обратить на это внимание.

Почему ребенок не ходит в год?

Многие малыши откладывают первые шаги в долгий ящик из-за того, что психологически не готовы ходить.

Возможно, у ребенка уже есть печальный опыт, когда он попытался сделать несколько шагов и упал.

Страх новых падений может некоторое время преследовать кроху.

Другие детишки физически не готовы начать ходить в этом возрасте. Возможно, недостаточно окрепли мышцы, поэтому малыш не уверен в своих силах. Полненьким медлительным детям требуется на это больше времени, чем их худеньким шустрым сверстникам.

А кому-то просто удобно перемещаться ползком, и другие способы передвижения его пока не интересуют. Поэтому малыш не обращает внимания на новые возможности своего организма. Он может становиться на ножки, держась за мебель, может даже топать с поддержкой, но когда ему захочется куда-нибудь переместиться, он выбирает старый проверенный способ. В этом нет ничего страшного, со временем он оценит всю прелесть ходьбы.

Обращаться к врачу следует только тогда, когда у ребенка в этом возрасте отсутствует любая физическая активность. Если он не умеет ползать, не может устоять на ножках, не пытается сесть. Это говорит о наличии проблем со здоровьем.

Причин у такой задержки может быть несколько.

  • Гипоксия плода во время беременности, которая влечет за собой поражение клеток головного мозга. Независимо от степени тяжести гипоксия вызывает отставание в развитии ребенка. При постановке подобного диагноза родители должны быть готовы приложить максимум усилий для лечения и развития своего малыша.
  • Недоразвитие опорно-двигательного аппарата из-за неправильного питания или малоподвижного образа жизни малыша.
  • Слабый тонус мышц, вызванный неправильным питанием, нарушением кровообращения. Также гипотонус может быть следствием гипоксии плода.

Врач-педиатр Евгений Олегович Комаровский утверждает, что ребенок, который может самостоятельно стоять без какой-либо опоры, ходить, держась за руку взрослого, совершенно здоров. В этом случае ни об ортопедических, ни о неврологических проблемах не может быть и речи.

Как помочь ребенку?

Однако даже здоровому малышу не помешает помощь взрослых. Главное, чтобы она была правильной и своевременной.

Для подготовки опорно-двигательного аппарата медики рекомендуют с самого раннего возраста тренировать и укреплять мышцы спины.

Лучшие упражнения для этого: выкладывание на животик и ползание.

Большинство малышей предпочитает играть именно лежа на животе. А для того, чтобы расшевелить маленьких лежебок, можно прибегнуть к хитрости. Если на небольшом расстоянии от ребенка положить его любимую игрушку или новый интересный предмет, он обязательно захочет подобраться поближе и сразу отправится в путь. Постепенно расстояние можно увеличивать. А конечной точкой маршрута может быть и кто-то из взрослых.

Подготовка

Хорошей подготовкой к обучению ходьбе является специальная и . Какие упражнения подойдут для самых маленьких?

С первых недель жизни младенец должен проводить на животике 10 минут в день – сразу или в сумме за весь день. Это отличная тренировка для мышц спины и шеи.

В возрасте двух-четырех месяцев детишки начинают со спины на животик.

Задача родителей – поощрять эти перевороты с первых попыток. Сначала можно показывать малышу, а затем ставить рядом с ним игрушку, которая будет вызывать у него желание перевернуться.

Когда ребенок немного подрастет и будет способен , следует показать ему, как это сделать. Для этого нужно, взяв малыша за одну ножку, осторожно перекатить его на животик. Маленькие дети очень быстро запоминают новые движения, и уже через несколько дней начинают радовать родителей первыми самостоятельными переворотами. Это упражнение способствует укреплению мышц рук, ног, спины и шеи.

В четырехмесячном возрасте ребенок начинает двигаться более активно: переворачивается, ползает, . В этот период он тоже нуждается в помощи взрослых. Насильно . Обкладывать подушками тоже. А вот подать крохе руки и дать ему возможность самому присесть на несколько секунд, держась за них – очень полезное упражнение. Кроме нового умения дети в этом возрасте оттачивают и навык переворотов. Эти движения помогают укрепить мышцы крохи и развить координацию.

Для малышей шести-десяти месяцев от роду, которые учатся ползать, полезно будет путешествие по комнате. На полу можно расставить игрушки и позволить ребенку «курсировать» между ними. Малыша постарше можно водить по комнате, поддерживая подмышки или за ручки.

У будущего бегуна должны быть крепкие ноги, поэтому начиная с возраста семи месяцев следует уделять особое внимание их тренировке. Для этого следует поощрять попытки встать на ноги, помогать ребенку прыгать, учить его сгибать ноги в коленях.

В подготовке к первому шагу будет полезен и специальный массаж.

  • Выложив малыша на спинку, поглаживать, растирать и разминать внутренние поверхности его голени и стопы.
  • Сгибать и разгибать ножку в голеностопном суставе, поддерживая стопу рукой.
  • Дотрагиваться подошвами ног друг о друга, сгибая ноги в голеностопных суставах.
  • Придерживая голень, вращать стопу в голеностопном суставе по часовой стрелке и против нее.

Каждый элемент следует выполнять 4-6 раз, весь комплекс должен повторяться 2-3 раза в день и занимать 5 минут.

Благотворно влияет на укрепление стопы ходьба с поддержкой по различным поверхностям, таким, как коврики разной фактуры, деревянный пол, мягкая трава. Также можно насыпать в таз или коробку песка и поставить туда малыша. Чтобы он мог пошлепать ножками по воде, можно застелить дно ванны резиновым ковриком и налить туда немного теплой воды. Кроха с удовольствием прогуляется по такой комнатной луже при помощи взрослых.

С 10 месяцев ребенок уже может выполнять более сложные упражнения:

  • удерживать карандаш пальчиками ног;
  • вставать на наружные края стоп;
  • вставать на носочки (например, чтобы дотянуться до игрушки).

Учим ребенка ходить самостоятельно

Прежде чем начать учить малыша ходить, нужно оценить, готов ли организм ребенка к покорению новой спортивной вершины.

Ранняя ходьба может стать причиной плоскостопия и повреждения суставов.

Когда малыш уже уверенно стоит на ногах, кроме путешествий по комнате с поддержкой можно предложить ему игрушку для толкания.

Коляски для кукол, машинки с высокими удобными ручками и другие «каталочки» и обеспечат малышу поддержку и пробудят интерес к движению.

Для игр и прогулок следует выбирать интересные места, где ребенку захочется все рассмотреть, до всего дотянуться и дотронуться.

При выборе первой обуви для будущего пешехода следует руководствоваться некоторыми правилами.

рекомендуется примерять и покупать во второй половине дня, когда стопа немного больше, чем утром. Во время примерки в новой обуви следует немного постоять, походить, чтобы убедиться, что обновка не жмет. Если после этого на ножках появляются красные пятна, то следует подобрать обувь побольше. Обувь для малышей должна иметь высокую твердую пятку, упругую подошву, супинатор, надежную защелку.

Есть еще одно золотое правило общения с детьми. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Потому что, как известно, каждый малыш индивидуален и развивается в своем, удобном именно ему, темпе. Сравнивать малыша можно только с самим собой, приводя в пример успехи, достигнутые им в разное время.

Первые шаги ребенка – это настоящий праздник для всей семьи. И чтобы этот праздник оставил только хорошие воспоминания, не стоит торопить события и стремиться опередить в развитии всех ровесников малыша.

Статья взята на форуме " Ивановская барахолка", ее автор lol_208 , мне очень помогли ее советы, большое ей за это спасибо,вот сама статья, может кому-то пригодится, цитата:

"Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли
Насколько я знаю, эта тема весь актуальна для мам окологодовасов, а информации в сети об этом немного. Возможно, мои знания, мысли и опыт будут кому-то полезны.

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна.

Практические методы отработки навыка хождения и следования.

Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую.

Еще одно важное уточнение (спасибо vrakker). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично.

Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

Метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда;

Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

Идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

Метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

Расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;

Ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

Понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях).

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост применять этих методов.

Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового.

Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно.

Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему."

К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.

Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Перед тем, как начнете учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Дело в том, что порно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная - то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских ходунков замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Ребенок не умеет ходить самостоятельно в 1 год, ищем причину!

Если ребенок в 1 год еще не пошел самостоятельно (хотя бы 2-3 шага без поддержки), плохо ходит или не пытается ходить с поддержкой, стоит или ходит, приподнимаясь на носочки - необходима срочная консультация детского невролога.

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Малыш становится все активнее и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от неприятностей, встречающихся на пути, и вы с грустью будете вспоминать те моменты, когда он еще не умел ходить. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время.

В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир (подробнее в статье: ). Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

Первые шаги ребенка - событие, которое ждут все родители

Оптимальный период обучения

Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

  1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит (см. также: ). Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
  2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
  3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.



Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

Факторы, влияющие на торможение навыка

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

  1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
  2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
  3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
  4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
  5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
  6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.


Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

Постепенное развитие навыка

Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

Как наладить процесс?

Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:


Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.



Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

Стимулирующие упражнения

Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

Для раннего возраста

  1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: ). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
  2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
  3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.


Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

Для позднего возраста

  1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
  2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
  3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
  4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.



Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

Опасные симптомы

Не обойтись и без проблем в процессе обучения. Родители должны обратиться к специалисту в ситуациях, когда:

  • ребенок не способен сделать и шага без поддержки;
  • малыш ходит на носочках (рекомендуем прочитать: ), не опираясь на всю стопу.

Чтобы исключить возможные отклонения, консультация врача не будет лишней. Известный педиатр Комаровский утверждает, что в большинстве случае нет никаких патологий. Видео с его участием поможет развеять родительские сомнения.

 
Статьи по теме:
Верные признаки измены мужа
Модифицированные идеалы современного общества изрядно подпортили взаимоотношения людей: как у девушек, так и у парней появились скрытые связи, общение и флирт в социальных сетях, тяга к необдуманным поступкам и желаниям. Если женская измена зачастую имеет
Китайские носки для педикюра – комфортный уход в домашних условиях
Кажется, что не осталось тех, кто не слышал об отшелушивающих носочках для педикюра. Несколько минут - и ступни в идеальном состоянии. Стоит разобраться, в чем их секрет. Особенности Носки для педикюра - спасение любой модницы, да и просто человека, сле
Как избавиться от огрубевших пяток
В преддверии летнего сезона женщины начинают заглядываться на свои ножки и стараются привести их в порядок. Что может быть милее и сексуальнее, чем гладкие мягкие пяточки и нежные ухоженные стопы? Но зачастую вместо этого мы видим перед собой огрубевшие
Что делать с жирными волосами в домашних условиях
Подростки испытывают множество проблем в связи с гормональной перестройкой: прыщи, угри, частая смена настроения, психологические переживания и … жирные волосы. Многим везет, и проблема жирных волос самостоятельно проходит после окончания гормонального бу