Мошковская Эмма - Я мамy мою обидел. Мошковская я маму мою обидел читать Э мошковская я маму мою обидел читать

  • формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
  • развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
  • учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Личностные:

  • определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
  • учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

  • познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
  • работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Предполагаемые результаты достижения на уроке:

  • надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье;
  • уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Проект урока

Этапы урока Формирование предметных знаний Формирование УУД
1. Организационный момент Читает учитель:

“Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье
Серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли,
Ручки сложили,
Головки опустили,
Ротики закрыли.
И затихли на минутку
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!”

2. Эмоциональное вхождение в урок. Звучит “Колыбельная песня” (А. Майков)

Ответы детей.

  1. Тепло, ласку, любовь.
  2. Она взяла в няньки сыну “ветер, солнце и орла”.
  3. Они очень хорошо смотрели за её сыном.
  4. Добрым, сильным, смелым.
– Что прозвучало?

– Когда впервые вы услышали колыбельную песню?

– Кто вам её пел?

– Что предлагает мама детям?

– Подтвердите словами из Колыбельной песни.

– Почему?

– Каким она хотела видеть сына?

Потому что на уроке будем говорить о маме, об отношении к маме. – Как вы думаете, почему я включила в урок “Колыбельную песню”?
3. Проблемные учебные действия. а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

(ответы детей)

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– Что вы подумал, когда прочитали эти слова?

б) Проблемный вопрос – Как можно обидеть человека?
в) Работа в группе.

На столах лежат тексты.

Прочитайте тексты, обсудите, сделайте вывод.
1 гр.

Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.

– Как вы думаете, почему Славе было обидно?
2 гр.

Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.

– Опишите состояние мальчика.
г) Представители групп выходят и озвучивают выводы. – Так что значит обидеть кого-то?
д) Учитель.

Словом, жестом, взглядом, физически.

– Как можно обидеть?
– Случалось ли с вами такое?
– Как вы себя чувствовали?
– Как вы поступили?
Ребята, мне хотелось, чтобы вы помнили один поэтический совет:

“Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души”.

– Что значит свинцово?
Свинец – тяжёлый металл. Значит слова тяжёлые, обидные. Вежливый человек никогда не причинит никому неприятностей и обид. – Главная мысль произведения?
В народе говорится: “Слово лечит, слово ранит”. – Объясните смысл этой пословицы.
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.
4. Релаксация. Звучит музыка.

Положить головы на столы.
Произвольные упражнения.

– Вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают.

А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружат в воздухе.

Садятся девочки. А теперь первыми садятся хрупкие снежинки, маленькие.
Садятся мальчики. А потом снежинки побольше.

Мужчины всегда ждут, когда дамы займут свои места.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. а) Знакомство с произведением Э. Мошковской “Я маму мою обидел”. – Ребята, давайте обратимся к учебнику.

– Прочитайте название стихотворения.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

– Нам нужно, чтобы красиво говорить;
– Чтобы приятно было слушать других;
– Выразительно читать;
– Для чего вам это нужно?
– Дать советы мальчику. – Ребята, это и есть задачи нашего урока.
6. Реализация построения проекта. Перед вами лежать листы “Задачи урока”. – Выделите те задачи, которые вы бы хотели решать на уроке.
б) Знакомство с биографией Э. Мошковской. Рассказ учителя.

– Какие произведения вы уже читали?

Чтение стихотворения учителем.

Жаль мальчика, жаль маму.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало?

в) Чтение стихотворения учениками. – Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры?

– Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

Мама – самый близкий человек, самый родной.

Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом.

Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

– Какой совет вы бы дали мальчику?
7. Первичное закрепление. г) Работа в группах.

Нет лучшего дружка, как родимая матушка.
Сердце матери лучше сердца греет.
Доброе слово и в мороз согреет.
Хорошие дети дому венец, а плохие дети – дому конец.

Дитя хоть криво, да отцу матери мило.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
От одного плохого слова, да навек ссора.
Красота сердца дороже красоты лица.

Мать кормит детей, как земля детей.
Всякой матери свое дитя мило.
При солнышке тепло, при матери добро.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

(по 1 представителю от группы выходят и объясняют выполненное задание).

д) Отработка навыков беглого чтения с элементами игры.

(слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

– чтение “птичий базар”;
– “читай как я, читай вместе со мной”;
– чтение “молния”;
– чтение “я вас беру на буксир”;
– чтение “вы меня берёте на буксир”;
– чтение “с договариванием”;
– чтение “запомни слово”;
– выразительное чтение;
– “задай вопрос”.

– Прочитайте пословицы.

– Выберите одну, которая подходит к нашему уроку, объясните её смысл.

– Вспомните правила работы в группе.

8. Рефлексия. а) Листы “Мои успехи на уроке”.

1. Э. Мошковская – детский поэт.

а) Я слушал и узнал новое.
б) Я участвовал в работе над произведением.

2. Работа с пословицами.

а) Я выбирал пословицы, соответствующие тексту.
б) Объяснял их смысл.

3. Отработка навыков чтения.

а) я внимательно слушал.
б) я читал с элементами.
в) я читал выразительно
г) я задавал вопросы.
д) я отвечал на вопросы.
б) На уроке:

– Меня взволновало…
– Заставило задуматься…
– Я сделал выводы…

Перед вами лежит лист самооценки.

Подчеркните задания, которые вы выполняли. Сверьте с листком “Задачи урока”. Выполнили вы свои задачи? Молодцы!

9. Итог урока. – Почему важно в семье любить друг друга?
– Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
10. Домашнее задание. – Выразительно читай стихотворение.
– Написать мини-сочинение “Я говорю ласковые слова маме”

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

Приготовила: Комалова Любовь Александровна

2015 - 2016 учебный год

Тема : Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

Цели и задачи:

Познавательные:

Познакомить с биографией Э.Мошковской, её стихотворением «Я маму мою обидел»;

Работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Предметные:

Продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

Формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

Метапредметные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

Развивать воображение, фантазию, творческие способности;

Совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

Расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;

Содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

Учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты достижения на уроке:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;

надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Содержание урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк!

Начинается урок!

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2 + приложение 1

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

О чём это стихотворение?

Какой литературный приём использует автор? (метафора)

Подчеркните двумя чертами глаголы, указывающие на действия мамы.

Какой приём использует автор? (олицетворение)

А зачем нужна мама?

Слайд 3

Есть такая притча. Я хочу вам её рассказать.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.

Он тебе всё объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут. У него много разных имён. Но ты будешь называть его мамой.

Слайд 4

У каждого из нас есть этот добрый ангел, который заботится о нас. Именно из маминых уст ребёнок слышит первые в своей жизни слова и песни.

3. Целеполагание.

Слайд 5

Вы уже догадались, что следующее стихотворение тоже будет о маме. Откройте учебник стр.120. Прочитайте название.

Верно, мы познакомимся с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел ».

Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?

4. Работа над новым материалом.

А) Знакомство с биографией Э. Мошковской

Слайд 6

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса родилась в Москве в дружной семье. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.

Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по 2-3 её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик.

Слайд 7

Тест «Проверь себя»

Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения

Слайд 8

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)

в) Чтение стихотворения учениками. Выборочное чтение.

Слайд 9

Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

Кем он себя представлял?

Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

Какой совет вы бы дали мальчику?

Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

Г) Составление плана стихотворения.

Слайд 10

Из скольких частей состоит стихотворение? (три)

О чём говорится в 1 части? (о том, как обидел маму)

Какими строчками заканчивается? (И я ей не расскажу…»)

Назовите эту часть? (я маму мою обидел)

О чём говорится во 2 части? (о том, кем мальчик станет)

Какими строчками заканчивается? (И молчаливый такой…»)

Назовите эту часть? (я буду главный начальник)

О чём говорится в 3 части? (о том, как мама простит)

Назовите эту часть? (и мама меня простит)

Выразительное чтение.Конкурс чтецов.

С какой интонацией вы будете читать стихотворение?

В каком темпе?

Какие слова выделите логически?

    Конкурс чтецов

Д) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).

Слайд 11

- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)

Бенгальский – майера; Каталонский – мааре; Чешский – маминка; Датский – моа ;
Эстонский – эма;
Французский - маман (мамА); Гаитянский креольский – манма;
Иврит – има;
Хинди - мА; Исландский, Итальянский – мама; Корейский – омма;
Латынь – мАтрем; Словацкий – мамичка;
Испания, Италия – мадрэ;

Персидский - маман, аннэ; Нидерланды – мА; Литва – мамитэ; Турция - ана

Болгария - мамо, майка; Швеция –мур; Украинский – мати, мамо; Греческий – митэра, мана.

5. Рефлексия.

Слайд 12

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

6. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

Слайд 13

Понравился ли вам урок?

Что вы узнали на уроке?

За что можете похвалить себя?

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к маме?

Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?

Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.

Д/з Выразительное чтение стихотворения; можно выучить наизусть по желанию.

Приложение 1

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она:

Поглядишь и засияла!

Эмма Мошковская
"Я мамy мою обидел"

Я мамy мою обидел,
Тепеpь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.

Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не pасскажет,
И я ей не pасскажy...

Возьмy я мешок за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Hайдy я палкy покpепче,
Уйдy я, yйдy в тайгy!

Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез бypнyю pекy
Стpоить мосты пойдy!

И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодой,
И бyдy всегда печальный
И молчаливый такой...

И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в самолёт pеактивный
Мама возьмёт билет.

И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня пpостит.

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) - советская детская писательница и поэтесса.
Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. В 1962 году выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы.

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

Анализ стихотворения «Я маму мою обидел» Мошковской

Стихотворение «Я маму мою обидел» Эммы Эфраимовны Мошковской – одно из самых известных и трогательных в творчестве поэтессы. В 1975 году по произведению был снят мультфильм.

Стихотворение написано не позднее 1968 года. Поэтессе в эту пору исполнилось 42 года, она, певица Архангельской филармонии, решила себя попробовать в качестве детской писательницы. Ее поддержал С. Маршак, а еще очень повезло с первым издательством – только что организованным «Детским миром». Там ее стихи приняли в печать, позднее началось сотрудничество с Детгизом и множеством детских журналов. В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка перекрестная, 7 строф. Лирический герой, мальчик, поссорился с мамой. Наверно, не слушался, огрызался, а то и обманул. Теперь он понимает, что между ними, как говорится, все кончено. Дальше он грустно вспоминает, как здорово было с мамой дружить. Идти куда-нибудь вместе, разговаривать о том о сем, смеяться. А еще мама всегда стояла у окна, когда он уходил один, самостоятельно. Можно было весело махать друг другу руками, даже что-то кричать, показывать жестами. А еще с ней было так интересно обсуждать всякую всячину. Мама понимающий человек, в общем. Была. Теперь-то «она ничего не расскажет». Мальчик не только из упрямства не идет мириться. На самом деле ему еще и страшно. Кажется, что мама не простит. Да он сам себя точно не простил бы. Наверно, надо уйти из дома, но не туда, где лучше, наоборот, в глухую тайгу. Чтобы кругом опасность, комары и много тяжелой работы. А он, конечно, начальник экспедиции, все его уважают, и даже в газете о нем напишут. Но это будут совсем не легкомысленные приключения, нет, только общественно-полезный труд. Понадобится людям мост – а он тут как тут, готов даже ночью строить. Один. И никто-никто не будет знать, отчего у него такая редкая борода и печальный вид. Годы будут идти, но однажды прямо в тайгу прилетит самолет, а в нем – мама! И она обрадуется, что он стал серьезным человеком, поверит, что он больше ее не обидит ни за что. Можно будет даже полететь с мамой домой, а мост достроит кто-нибудь другой. В стихах Э. Мошковской – словно подлинная детская речь, с ее характерными оборотами и наивной логикой. Например, ужасное «никогда-никогда», которое выражает просто предел времени. Череда вроде бы однообразных повторов, которые, однако, двигают сюжет и задают ритм. Перечисления, эпитеты (бурную реку, реактивный самолет). Глагольность, представление о собственном дне рождения как времени чудес, сочетание прозаизмов с фантазией. Восклицания, сиротливое многоточие.

В стихах «Я маму мою обидел» Э. Мошковской лирический герой повествует о своих переживаниях после ссоры с самым важным человеком на земле – мамой.

 
Статьи по теме:
Суровый мужской шопинг: как опередить размер джинсов мужских?
Джинсы - это наилучший выбор для большинства мужчин, независимо от возраста или доходов. Это наиболее распространенная одежда во многих странах мира. Первые джинсы появились в Америке в 1853 году и применялись в качестве рабочей одежды. В СССР они появили
Фасоны платьев для девочек
Самая удобная одежда – это, конечно, джинсы, их носят все: и молодые и старые, мальчики и девочки. В джинсах можно пойти на природу, на прогулку и в кафе, эта одежда универсальна и комфортна. Но не стоит слишком увлекаться и носить только эту одежду, если
Классический рождественский венок из елки: пошаговые инструкции с фото
Подготовка к Новому году у многих начинается задолго до начала праздника и включает в себя несколько шагов: внешнее оформление комнат и входа, покупка продуктов и сладостей, приготовление блюд. В последние годы при украшении интерьера стали следовать неко
Куклы своими руками – лучший подарок, как дочке, так и маме!
Кукла-мотанка обретает свое второе рождение и становиться популярной. Многие рукодельницы освоили мастерство изготовления подобных изделий. Тряпичный оберег История возникновения куклы-мотанки уходит в древние века. Есть мнение, что появилась кукла-мотанк