Методы и средства лечебной физической культуры.Методики ЛФК для развития мелкой моторики рук. методическая разработка по физкультуре на тему

Основные формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), процедура (занятие) ЛГ, дозированные восхождения (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм.

Формы ЛФК

    Утренняя гигиеническая гимнастика;

    Занятия лечебной гимнастикой;

    Самостоятельные занятия физическими упражнениями;

    Прогулки, ходьба;

    Массовые формы оздоровительной физической культуры;

    Дозированные восхождения;

    Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах;

    Элементы спортивных игр;

    Ближний туризм;

    Элементы спорта;

    Физкультурные массовые выступления, праздники.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы, это хорошее средство перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки больного. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин. В комплекс включают 9-16 упражнений: общеразвивающие для отдельных мышечных групп, дыхательные, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса. Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Лечебная гимнастика

Процедура (занятие) ЛГ - основная форма проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел занятия постепенно готовит организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. На протяжении основного раздела происходит тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм больного. В заключительном периоде проводят дыхательные упражнения и движения, охватывающие мелкие и средние мышечные группы и суставы - это снижает общее физическое напряжение.

Методика проведения процедуры ЛГ

    Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны быть адекватны общему состоянию больного, его возрастным особенностям и тренированности.

    Физические упражнения должны воздействовать на весь организм больного.

    В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм больного, поэтому необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.

    При составлении процедуры следует соблюдать принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживая оптимальную физиологическую кривую нагрузки.

    При подборе и проведении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических нагрузок.

    Объем методического материала в процедуре Л Г должен соответствовать режиму движений больных.

Правильное применение физических упражнений предусматривает распределение физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической кривой, т.е. динамики реакций организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры. Распределение физической нагрузки в процедурах Л Г осуществляется по принципу многовершинной кривой.

Исходные положения. В ЛГ различают три основных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на кушетке и др.) и стоя (на четвереньках, с опорой на костыли, брусья, спинку стула и др.). Например, при заболеваниях органов дыхания можно выполнять упражнения в и.п. лежа, полулежа, с приподнятым головным концом кровати, сидя и стоя. При повреждении трубчатых костей нижних конечностей (если наложено скелетное вытяжение) упражнения выполняются в и.п. лежа на спине.

Основные особенности построения методики ЛГ:

    дидактические принципы: наглядность, доступность, систематичность, постепенность и последовательность выполнения упражнений, индивидуальный подход;

    правильный подбор и определение продолжительности выполнения физических упражнений;

    оптимальное число повторений каждого упражнения;

    физиологический темп выполнения движений;

    адекватность силового напряжения возможностям больного;

    степень сложности и ритм движений.

Задачи ЛГ. Лечебную задачу можно определить как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе ЛФК) определяются представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. Например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущая лечебная задача - компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия бронхоспазма, эвакуации патологического содержимого бронхов.

В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, свойственными основному процессу, а индивидуальной картиной болезни и измерениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций ОДА при заболевании позвоночника). В комплексной терапии могут фигурировать задачи нормализации вегетативных нарушений, восстановления утраченных или нарушенных двигательных навыков или нормальной структуры движения после травмы (реконструктивных операций) и т.д. Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами Специальные задачи характерны только для определенной формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями защитных сил организма, реактивности, роста и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., характерными, как правило, для многих заболеваний.

    Для решения специальных задач средства ЛФК выбирают с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия. Специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на функциональную систему дыхания, а избирательный массаж - на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации.

Основные формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), процедура (занятие) ЛГ, дозированные восхождения (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм.

Формы ЛФК

Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы, это хорошее средство перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки больного. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин. В комплекс включают 9-16 упражнений: общеразвивающие для отдельных мышечных групп, дыхательные, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса. Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Лечебная гимнастика

Процедура (занятие) ЛГ - основная форма проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел занятия постепенно готовит организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. На протяжении основного раздела происходит тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм больного. В заключительном периоде проводят дыхательные упражнения и движения, охватывающие мелкие и средние мышечные группы и суставы - это снижает общее физическое напряжение.

Методика проведения процедуры ЛГ

    Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны быть адекватны общему состоянию больного, его возрастным особенностям и тренированности.

    Физические упражнения должны воздействовать на весь организм больного.

    В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм больного, поэтому необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.

    При составлении процедуры следует соблюдать принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживая оптимальную физиологическую кривую нагрузки.

    При подборе и проведении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических нагрузок.

    Объем методического материала в процедуре Л Г должен соответствовать режиму движений больных.

Правильное применение физических упражнений предусматривает распределение физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической кривой, т.е. динамики реакций организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры. Распределение физической нагрузки в процедурах Л Г осуществляется по принципу многовершинной кривой.

Исходные положения. В ЛГ различают три основных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на кушетке и др.) и стоя (на четвереньках, с опорой на костыли, брусья, спинку стула и др.). Например, при заболеваниях органов дыхания можно выполнять упражнения в и.п. лежа, полулежа, с приподнятым головным концом кровати, сидя и стоя. При повреждении трубчатых костей нижних конечностей (если наложено скелетное вытяжение) упражнения выполняются в и.п. лежа на спине.

Основные особенности построения методики ЛГ:

  • дидактические принципы: наглядность, доступность, систематичность, постепенность и последовательность выполнения упражнений, индивидуальный подход;
  • правильный подбор и определение продолжительности выполнения физических упражнений;
  • оптимальное число повторений каждого упражнения;
  • физиологический темп выполнения движений;
  • адекватность силового напряжения возможностям больного;
  • степень сложности и ритм движений.

Задачи ЛГ. Лечебную задачу можно определить как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе ЛФК) определяются представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. Например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущая лечебная задача - компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия бронхоспазма, эвакуации патологического содержимого бронхов.

В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, свойственными основному процессу, а индивидуальной картиной болезни и измерениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций ОДА при заболевании позвоночника). В комплексной терапии могут фигурировать задачи нормализации вегетативных нарушений, восстановления утраченных или нарушенных двигательных навыков или нормальной структуры движения после травмы (реконструктивных операций) и т.д. Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами Специальные задачи характерны только для определенной формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями защитных сил организма, реактивности, роста и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., характерными, как правило, для многих заболеваний.

Для решения специальных задач средства ЛФК выбирают с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия. Специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на функциональную систему дыхания, а избирательный массаж - на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации.

  • Для решения общих лечебных задач приоритетно стимулирующее и нормализующее действие ЛФК, при этом лечебный эффект распространяется на организм в целом. Используют общеразвивающие физические упражнения, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания. Дозировка физической нагрузки в занятиях ЛГ имеет большое значение, поскольку во многом определяет лечебное действие физических упражнений и массажа. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная дозировка не дает необходимого эффекта. Только соответствие физической нагрузки состоянию больного, его возможностям может оптимально улучшить функции различных систем организма и оказать лечебное действие.

Физическую нагрузку дозируют в зависимости от задач конкретного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей, возраста больного, его толерантности к физической активности. Изменять физическую нагрузку можно с помощью различных методических приемов.

Дозировка физической нагрузки зависит от плотности занятий (отношение длительности фактического выполнения упражнения к длительности всего занятия Л Г). В ЛФК плотность нагрузки достигает 25-30% и зависит в основном от длительности перерывов между отдельными упражнениями. В лечебно-оздоровительной физкультуре плотность нагрузки значительно повышается.

В зависимости от задач, стоящих в различные периоды лечения, дозировки нагрузок бывают лечебными, тонизирующими (поддерживающими) и тренирующими.

    Лечебная дозировка применяется в том случае, когда необходимо оказать в первую очередь терапевтическое воздействие на пораженную систему или орган, сформировать компенсацию, предупредить осложнения. При этом общая физическая нагрузка в занятиях обычно небольшая и от занятия к занятию увеличивается незначительно. При ухудшении состояния нагрузку снижают.

    Тонизирующая (поддерживающая) дозировка применяется при удовлетворительном состоянии больного при длительной иммобилизации, хронических заболеваниях с волнообразным течением, после окончания восстановительного лечения с максимально возможным лечебным эффектом. Общие и местные физические нагрузки зависят от функциональных возможностей организма в целом и отдельного пораженного органа или системы. Они должны стимулировать функции основных систем, т.е. оказывать тонизирующее действие и поддерживать достигнутые результаты. Применяются физические упражнения умеренной или большой интенсивности.

    Тренирующая дозировка применяется в периоды выздоровления и восстановительного лечения, когда необходимо нормализовать все функции организма, повысить работоспособность или добиться высокой компенсации. Для определения объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, проводят различные тесты. Так, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы предельно допустимые физические нагрузки определяют с помощью пробы толерантности к ним; величину осевой нагрузки при диафизарных переломах - с помощью давления поврежденной иммобилизованной ногой на весы до момента появления болевых ощущений (оптимальная нагрузка составляет 80% полученной величины); тренирующее действие для увеличения силы мышц оказывает нагрузка, составляющая 50% от максимальной.

Частная систематизация физических упражнений - основа построения дифференцированных методик ЛФК. Правильный выбор физи-ческихупражнений в известной степени определяет их эффективность. Частная систематизация физических упражнений с учетом их направленного влияния на пораженную систему или орган в зависимости от этиологии - необходимый элемент обоснованного построения любой дифференцированной и эффективной методики. Например, наибольший успех в лечении пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы при применении ЛФК обеспечивают физические упражнения, соответствующие функциональному состоянию системы кровообращения, адекватное и постепенное возрастание дозированных физических нагрузок.

Следует предусматривать влияние физических упражнений на различные физиологические механизмы, участвующие в регуляции функции кровообращения, а также на сглаживание клинических проявлений заболевания. В основном при систематизации и выборе физических упражнений необходимо учитывать их влияние на перераспределение крови как при переходе от относительного покоя к физической активности, так и при использовании различных исходных положений. Необходимо распределять физическую нагрузку на различные мышечные группы (мелкие, средние, крупные); учитывать силовое напряжение мышц, а также простоту и динамичность физических упражнений. В целом предусматривают активацию энергетических процессов (общая нагрузка), многообразное воздействие физических упражнений на функцию сердца, а также мобилизацию экстракардиальных факторов с целью улучшения циркуляции и профилактики застойных явлений.

Методы проведения процедуры ЛГ. Процедуру Л Г можно проводить индивидуальным и групповым методами.

    Индивидуальный метод применяется у больных с ограничением двигательной активности вследствие тяжелого состояния. Вариант индивидуального метода - самостоятельный, его назначают больным, которым трудно регулярно посещать лечебное учреждение, или выписанным для долечивания в амбулаторных или домашних условиях.

    Групповой метод наиболее распространен в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение). Группы формируют с ориентировкой на основное заболевание и функциональное состояние пациентов.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью и естественные факторы природы.

Физические упражнения , применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Естественные факторы природы (солнце, воздух и вода) в ЛФК занимают относительно меньший удельный вес, чем физические упражнения. Практически они используются в процессе применения ЛФК как средства оздоровления и закаливания организма.

Формы и методы лфк

Основными формами проведения ЛФК являются:

а) утренняя гигиеническая гимнастика;

б) процедура (занятие) ЛГ;

в) дозированные восхождения (терренкур);

г) прогулки, экскурсии и ближний туризм;

д) различные виды спортивно-прикладных упражнений и игры.

Утренняя гигиеническая гимнастика

В процессе Утренней гигиенической гимнастики усиливается деятельность всех органов и систем, повышается общий тонус больного, улучшается настроение. При подборе упражнений и дозировке физической нагрузки следует учитывать возраст больного, особенность заболевания, степень функциональных расстройств, а также предварительную тренированность. При выполнении комплексов гигиенической гимнастики рекомендуется следующая последовательность.

1. Упражнения на потягивание проводят с движением рук и туловища в сочетании с ритмичным дыханием.

2. Упражнения для рук, ног и туловища включают с последовательно возрастающей амплитудой движения в суставах (по показаниям возможны силовые напряжения).

3. Комбинированные упражнения для рук, ног, туловища попеременно с дыхательными упражнениями производят из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа).

4. Упражнения типа приседаний, бег или подскоки.

5. Успокаивающие упражнения на расслабление мышц конечностей и туловища. Обычная ходьба с движениями и рук. Дыхательные упражнения.

Упражнения подбирают с учетом постепенного вовлечения всех мышечных групп.

Процедура лечебной гимнастики

Процедура (занятие) ЛГ является основной формой проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел процедуры позволяет постепенно подготовить организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. На протяжении основного раздела: осуществляется тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм больного. В заключительном периоде путем проведения дыхательных упражнений и движений, охватывающих мелкие и средние мышечные группы и суставы, снижается общее физическое напряжение.

Методика проведения процедуры ЛГ

При проведении процедуры необходимо соблюдать следующие правила:

1. Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны быть адекватны общему состоянию больного, его возрастным особенностям и состоянию тренированности.

2. Занятие физическими упражнениями должно воздействовать на весь организм больного.

3. В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм больного, поэтому в ней необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.

4. При составлении процедуры следует соблюдать принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживая оптимальную физиологическую «кривую» нагрузки.

5. При подборе и проведении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических нагрузок.

6. В лечебном курсе необходимо ежедневно частично обновлять и усложнять применяемые упражнения. В процедуру ЛГ следует вводить 10–15% старых упражнений с тем, чтобы обеспечить закрепление двигательных навыков, вместе с тем – последовательно разнообразить и усложнять методику.

7. Последние 3–4 дня курса лечения необходимо посвятить обучению больных гимнастическим упражнениям, рекомендуемым для последующих занятий в домашних условиях.

8. Объем методического материала в процедуре должен соответствовать режиму движений больного.

Правильное применение физических упражнений предусматривает распределение физической нагрузки с учетом оптимальной физиологической «кривой» нагрузки. Под последней обычно понимают динамику реакции организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры. Распределение физической нагрузки в процедурах ЛГ осуществляется по принципу многовершинной кривой (рис. 1).

Рисунок 1. Кривая физиологической нагрузки лечебной гимнастики.

Исходные положения

В ЛФК различают три основных исходных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на кушетке и др.), и стоя (на четвереньках, с опорой на костыли, «манеж», параллельные брусья, спинку стула и др.). Например, при заболеваниях органов дыхания можно выполнять упражнения в исходном положений лежа, полулежа с приподнятым головным концом кровати, сидя и стоя. При повреждении трубчатых костей нижних конечностей (наложено скелетное вытяжение) упражнения выполняются в исходном положении лежа на спине.

Основы методики ЛФК

Методика ЛФК основана на:

а) дидактических принципах (наглядность, доступность, систематичность занятий, постепенность и последовательность выполнения упражнений, индивидуальный подход);

б) правильном подборе и определении продолжительности выполнения физических упражнений;

в) оптимальном числе повторений каждого упражнения;

г) физиологическом темпе выполнения движений;

д) адекватности силового напряжения возможностям больного;

е) степени сложности и ритма движения.

Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и максимальной.

К упражнениям малой интенсивности относятся упражнения с охватом малых и средних мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе, дыхательные упражнения (статического характера) и упражнения, направленные на расслабление мышц.

Упражнения умеренной интенсивности вовлекают в движение средние (выполняемые в среднем и быстром темпе) и крупные (выполняемые в медленном и среднем темпе) группы мышц и суставов. Используют дыхательные упражнения (динамического характера), упражнения с гимнастическими предметами, малоподвижные игры. Продолжительность восстановительного периода составляет 5–7 мин.

Упражнения большой интенсивности характеризуются вовлечением бóльшего количества мышечных групп и суставов, выполняются в среднем и быстром темпе (упражнения на гимнастических снарядах, с отягощением и сопротивлением, быстрая ходьба, бег, прыжки, игры и др.). Продолжительность восстановительного периода составляет более 7–10 мин.

Упражнения максимальной интенсивности (бег на скорость) в ЛФК применяют довольно редко.

Дозировка физической нагрузки в занятиях ЛФК зависит от задач периода лечения, особенностей течения заболевания, функциональных возможностей организма, возраста больного и его тренированности. Общая нагрузка складывается из энергетических затрат организма на выполнение мышечной работы (различные физические упражнения). О соответствии ее функциональным возможностям больного можно судить по внешним признакам утомления и реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Местная нагрузка оказывает в основном локальное воздействие. Таково действие физических упражнений для нормализации тонуса мышц при парезах конечностей.

Методы проведения процедуры ЛГ

При проведений процедуры ЛГ используют индивидуальный, малогрупповой, групповой и консультативный методы.

Индивидуальный – методист, инструктор занимается с отдельным больным в палате.

Индивидуальный метод применяется у больных с ограничением двигательной активности вследствие тяжелого состояния, обусловленного основным заболеванием или хирургическим вмешательством. Вариантом индивидуального метода является самостоятельный, назначаемый больному в тех случаях, когда ему сложно (вследствие различных причин) регулярно посещать лечебное учреждение или когда он закончил стационарное лечение и выписан для долечивания в амбулаторных или домашних условиях.

Малогрупповой – методист, инструктор занимается с 3–5 больными в палате.

Групповой – методист, инструктор занимается с группой больных (13–15 человек) в зале.

Группы формируются по:

Нозологическому признаку;

Функциональной однородности;

Иногда по полу и возрасту (особенно у детей).

Консультативный – больные занимаются самостоятельно после консультативных рекомендаций методиста, врача.

Лечебная дозированная ходьба

Назначается больным с целью восстановления рисунка ходьбы после перенесенных повреждений опорно-двигательного аппарата или заболеваний нервной системы, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации организма к возрастающей физической нагрузке. Дозируют лечебную ходьбу в каждом конкретном случае скоростью передвижения, длиной дистанции, длиной шага, рельефом местности и др. Такая ходьба является самостоятельной формой ЛФК.

Дозированное восхождение (терренкур) – лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эту форму занятий используют при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, повреждениях опорно-двигательного аппарата и поражениях нервной системы. Дозировка лечебной ходьбы определяется по продолжительности дистанции, скорости и времени ее прохождения, углу подъема. С учетом названных факторов выделяют маршруты малой, средней и большой сложности. В зависимости от дистанции (м) и крутизны подъема (°) маршруты терренкура делятся на группы: № 1 – 500 м, 2 – 5°; № 2 – 1000 м, 5 – 10°; № 3 – 2000 м, 10 – 15°; № 4 – 3000 – 5000 м, 15 – 20°. Начинать терренкур следует с маршрутов меньшей сложности.

Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах

Вышеназванные и многие другие формы ЛФК преследуют цель дальнейшей тренировки функций пораженных органов и организма в целом, повышения работоспособности и профилактики заболеваний. Эти самостоятельные формы занятий ЛФК используют индивидуально с учетом показаний и противопоказаний и в соответствующих дозировках.

Физические упражнения в воде. Особенности влияний водной среды объясняются законами Архимеда и Паскаля. Благодаря уменьшению веса пораженной конечности облегчается выполнение движений. Кроме того, температурный фактор (тепло) способствует меньшему проявлению рефлекторной возбудимости, ослаблению боли и напряженности мышц. Плавание и физические упражнения в воде с использованием специальных приспособлений и снарядов позволяют производить движения конечностями при полностью выключенной опорной нагрузке на них и на позвоночник. Они могут обеспечить повышение силы мышц нижних конечностей и туловища при выраженных явлениях их слабости (атрофии, парезы) в условиях исключения осевой нагрузки, способствовать исправлению деформаций позвоночника и повышению адаптации к нагрузкам различной интенсивности, общей выносливости и закаленности. При определении показаний к применению физических упражнений в воде необходимо учитывать состояние больного и, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы.

Основными показаниями к применению физических упражнений в воде следует считать:

а) спастические и вялые парезы и параличи вследствие травматических повреждений ЦНС, поражений сосудов головного мозга;

б) парезы и параличи вследствие переломов позвоночника (без и с нарушением целостности спинного мозга);

в) артриты, артрозы;

г) остеохондроз позвоночника;

д) нарушения двигательной функции после переломов костей, костно-суставных реконструктивных и пластических операций, операций на периферических нервах;

е) контрактуры.

Особенно полезна ЛГ в воде при спастических парезах и параличах преимущественно в период появления активных движений, трудно выполняемых в обычной среде.

Тренажеры

Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость), являющихся одним из показателей здоровья. Применение тренажеров в медицинских учреждениях позволяет существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений.

Тренажерные устройства могут быть индивидуального или коллективного пользования, а их воздействие на организм – локальным или общим. Возможность дозирования физических нагрузок и направленного воздействия на определенные мышечные группы позволяют с помощью тренажеров избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат. В этой связи они показаны при ИБС, гипертонической болезни, вегетососудистой дистонии, хронических обструктивных заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.

Занятия на тренажерах противопоказаны при обострении хронической коронарной недостаточности, аневризме сердца и аорты, обострении тромбофлебита, возможности кровотечения, острых воспалительных заболеваниях почек, острых инфекционных заболеваниях или их обострении, жизнеугрожающих нарушениях ритма сердечной деятельности, легочной недостаточности с уменьшением ЖЕЛ на 50% и более от должной величины, беременности более 22 недель, высокой степени миопии, сахарном диабете в стадии декомпенсации.

Технические особенности тренажеров определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких. Такие технические устройства, как бегущая дорожка, вело- и гребные тренажеры позволяют направленно развивать общую, скоростную и скоростно-силовую выносливость. Различные конструкции эспандеров и роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости. С помощью мини-батута совершенствуется координация движений. Различные по направленности воздействия на организм тренажеры могут объединяться в одном устройстве и носить название универсальных, с помощью которых можно развивать практически все двигательные качества.


Общие основы лечебной физкультуры

Классификация физических упражнений

Дозировка физической нагрузки

Формы и методы лечебной физкультуры

Список литературы


Общие основы лечебной физкультуры


Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа. У больных пожилого возраста, с органическими поражениями ЦНС следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры и иные раздражители.

Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.


Классификация физических упражнений

лечебный физкультура упражнение нагрузка

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Общеукрепляющие упражнения Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Специальные упражнения Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник - при его искривлениях, на стопу - при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения - увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других - для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

· по анатомическому признаку;

· по характеру упражнения;

· по видовому признаку;

· по признаку активности;

· по признаку используемых предметов и снарядов.

По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:

· для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);

· для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);

· для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),

· комбинированные.

По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:

· динамические (изотонические);

· статические (изометрические).

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации. Чаще всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.

По характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.

По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:

· в метании,

· на координацию,

· на равновесие,

· в сопротивлении,

· висы и упоры,

· лазание,

· корригирующие,

· дыхательные,

· подготовительные,

· порядковые.

Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.

По признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:

· активные,

· пассивные,

· на расслабление.

Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на бокy, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.

Для усложнения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.

Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.

Мысленно воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.

Рефлекторные упражнения заключаются в воздействии на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).

Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.

В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядов упражнения подразделяют на следующие:

· упражнения без предметов и снарядов;

· упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);

· упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.

Дыхательные упражнения

Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:

динамические, статические.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц л мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.

При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.

К статическим дыхательным упражнениям относят:

· упражнения, изменяющие тип дыхания:вышеописанный полный тип дыхания;грудной тип дыхания;диафрагмальное дыхание;

· упражнения с дозированным сопротивлением:диафрагмальное дыхание с сопротивлением -- руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области;нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;использование надувных игрушек, мячей.

Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дыхательные упражнения. Дренажные упражнения проводят в исходных положениях лежа на животе, на спине, на боку с приподнятым ножным концом кровати, сидя, стоя. Выбор исходного положения зависит от локализации поражения.

Спортивно-прикладные упражнения

К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба -- при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной - на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба - на костылях, с палкой, на протезах применяется при поражении нижних конечностей. По скорости ходьбу подразделяют: на медленную -- 60-80 шагов в минуту, среднюю -- 80-100 шагов в минуту, быструю -- 100--120 шагов в минуту и очень быструю -- 120-140 шагов в минуту.

Игры подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:

· на месте;

· малоподвижные;

· подвижные;

· спортивные.

В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, на обмен веществ. Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.

Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами. В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия - как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.

Тренажеры и механоаппараты общего действия - велотренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие - назначают при заболеваниях сердечнососудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.


Дозировка физической нагрузки


Дозировка в ЛФК - это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре).

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

Исходные положения лежа, сидя -- облегчают нагрузку, стоя - увеличивают.

Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц - увеличивают.

Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма - уменьшает.

Упражнения сложные на координацию - увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения - снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40 % в начале и 80-90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют выполнение нагрузок на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки - это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Режим движений (режим активности) - это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом, дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после занятия на 18-24 уд./мин.

На свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением пульса после него на 30-32 уд./мин.

Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин у взрослых и 120 уд./мин - у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах при температуре воздуха нe ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.


Формы и методы лечебной физкультуры


Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика - наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:-- 60-80 % всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия -- это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

Очень важна плотность занятий, т.е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.

Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода.

Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.

Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.

Регулярность воздействия.

Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.

Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.

Разнообразие и новизна в подборе упражнений - достигаются обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления результатов лечения.

Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки - целесообразнее применять, чем усиленные.

Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.

Принцип всесторонности - предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.

Наглядность и доступность упражнений - особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.

Сознательное и активное участие больного - достигается умелым объяснением и подбором упражнений.


Список литературы


1. Васильков А. Теория и методика спорта. Учебник. Феникс, 2008.

Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. Терра-Спорт, 2003.

Евсеев Ю. Физическая культура. Учебник для ВУЗов. Феникс. 2008.

Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Инфра-М, 2007

Сулейманов И.И. Введение в предмет "Физическая культура учащихся и студентов" : учеб. пособие / Сулейманов И.И.; ОГИФК. - Омск, 2003

Щеголев В.А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов: учеб.-метод. пособие / Щеголев В.А.; ВЛГИФК. - Великие Луки, 2005


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

 
Статьи по теме:
Пошаговая инструкция с фото
Модульное оригами – техника, позволяющая делать удивительные по красоте объемные фигуры из бумаги. Отличие этой техники от классического оригами в том, что для создания поделок используется не один, а несколько листов бумаги, из которых изготавливаются мо
Как называются штаны с мотней
Мужские брюки – «фундамент» моды и стиля. Каждый уважающий себя мужчина должен не только разбираться в различных видах брюк и уметь отличать одни от других, но и иметь в своем гардеробе несколько видов штанов для занятий спортом, работы, повседневной жизн
Как выбрать и обустроить кабинет для лазерной эпиляции
Перед тем, как рассказать об оборудовании кабинета, напоминаем, что лазерная эпиляция — это медицинская процедура. Поэтому, чтобы законно оказывать услугу в клинике или салоне красоты, нужно получить медицинскую лицензию. В 2017 году по этому поводу появи
Семейство борджиа и апология лукреции
Эта златовласая итальянка была современницей Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле и Христофора Колумба. Она не владела кистью, не писала романов и не открывала новых, земель. И тем не менее осталась в истории на века…Роковой клубокСогласно историческим хроник